Девширме

Большим своеобразием османской организации является практика подбора различных служителей, администраторов и военных. В буквальном смысле, это «рабы», или кул, султанов, набранные по системе «повинности», называемой деширме. Хотя и означая «раб», термин кул не подразумевал ни закабаления, ни низкопоклонства, а скорее мощь и превосходство.

Происхождение «рабов» самое разное. Некоторых покупали, кого-то брали в плен на войне, но большая их часть обязана практике девширме. Этот османский термин, означающий «сбор», то есть отбор христианских детей из балканских провинций Империи. Такие отборы, начатые со времен царствования Байязида I, примерно с 1395 г. ежегодно, похоже, не проводились. Процедура заключалась в насильственной вербовке офицеров из янычар, детей и подростков 8—16 лет в балканских деревнях, которые просматривались по очереди и забирались сотнями. Их отправляли в Анатолию, в турецкие семьи, где они становились мусульманами и приобщались к турецкому образу жизни. Затем их собирали в Бурсе или в Стамбуле и формировали в корпуса аджеми оглап («иноземные дети»). В зависимости от склонностей и способностей их направляли или по гражданской, или по военной линии. Первые, определенные на службу во дворце, становились ич оглап («дворцовые мальчики») и получали в дворцовых школах достойное образование, позволявшее им, при развитии личных качеств, справляться в дальнейшем со всеми государственными делами; лучшие из них заканчивали обучение в самом дворце султана и становились пажами повелителя. Другие, отданные на проживание анатолийским крестьянам и военным, воспитывались в строгости и проходили специальное обучение перед тем, как вступить в элитную пехоту султана, то есть стать янычарами.

Практика девширме стала постепенно сходить на нет в XVII в. (последнее известное упоминание датируется 1705 г.) Тем не менее такая практика, основанная на строжайшей селекции, давала большинство из тех, кому надлежало достичь самых высоких рангов. И именно этой системе обязано такое большое этническое разнообразие в правящем классе империи. Среди 47 великих визирей, сменившихся между 1453 и 1623 гг., только 5 были турецких корней. Среди других были 11 албанцев, 6 греков, 1 черкес, 1 армянин, 1 грузин и 1 итальянец, национальность 10 остальных неизвестна.

Отъезд в Екатеринбург
После прихода к власти нового, большевистского правительства страсти вокруг заключенной в Тобольске царской семьи продолжали накаляться. В конце января 1918 года Совнарком принял решение об открытом суде над бывшим царем, причем главным обвинителем должен был выступить Лев Троцкий. Суд должен был состояться в Петербурге или Москве, прич ...

Публичное право по законам Ману
По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов. В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды бр ...

Феномен цивилизации Востока.
Этот тип цивизации в мировой истории представлен широко и разнообразно. Он возник в глубокой древности, в разных вариантах имеет распространение и сейчас. Классический вариант цивилизаций восточного типа представлен обществами Древнего Египта, индуистского, буддийского и конфуцианского Востока, имеющими циклический тип развития. Главные ...