История » Герои Великой Отечественной Войны » Сафонов Борис Феоктистович

Сафонов Борис Феоктистович
Страница 1

Дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель морской авиации Военно-воздушных сил Северного флота - Борис Феоктистович Сафонов Родился 13 (26) августа 1915 года в селе Синявино ныне Плавского района Тульской области в крестьянской семье. Русский. После окончания 7-ми классов, в конце 20-х годов поступил в железнодорожное ФЗУ в городе Туле. В период обучения, с 1931 года начал заниматься в Тульском аэроклубе: сначала в кружке планеристов, а через год зачисляется курсантом-летчиком. Его инструктором была В.С. Гризодубова.

В ряды Красной Армии призван в 1933 году, и направлен в Первую авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова, которую окончил в ноябре 1934 года, с высшими оценками по технике пилотирования, воздушной стрельбе, материальной части. Член ВКП (б) с 1939 года.

С 1934 по 1940 годы рядовой пилот, инструктор парашютно-десантной службы, помощник военкома эскадрильи по комсомольской работе Б.Ф. Сафонов служил в 106-й авиационной эскадрилье 40-й авиационной бригады Белорусского Военного Округа, где целеустремленный летчик сразу был замечен не только командиром отряда И. Якубовичем, но и командиром бригады, впоследствии начальником ВВС РККА дважды Героем Советского Союза Я.В. Смушкевичем. Сослуживцев Сафонова удивляли его исключительная настойчивость, стремление к основательности во всём: весь свой досуг он отдавал самообразованию. Круг его интересов включал как специальные авиационные дисциплины, так и общеобразовательные - физику, историю, литературу. Все отмечали его ораторский талант - умение убедительно, ярко и красиво передавать свои мысли другим…

В 1940 году, по личному рапорту Сафонова Б.Ф. его направили в распоряжение ВВС Северного флота командиром звена авиационного полка.

Великую Отечественную войну Б.Ф. Сафонов встретил командиром эскадрильи 72-го смешанного авиационного полка Северного флота, в котором ни одно боевое задание не выполнялось без непосредственного участия её командира. Войну летчики полка начали на устаревших истребителях И-16 (летая на этих машинах Сафонов совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 самолетов противника). На левом борту фюзеляжа своего И-16 (бортовой № 11), Сафонов Б.Ф. вывел крупными буквами - "За Сталина!", а на правом - "Смерть фашистам!".

В первый день войны, 22 июня 1941 года Сафонов в группе с лётчиком-истребителем Воловиковым у полуострова Рыбачий вышел на перехват гитлеровского бомбардировщика. Несмотря на то, что вражеский самолёт имел прямое попадание и задымил, но всё-таки сумел оторвался от преследования и ушёл на свою территорию…

24 июня 1941 года старший лейтенант Сафонов Б.Ф. первым из лётчиков-североморцев добыл первую победу в воздухе - им был сбит "хейнкель" - фашистский бомбардировщик "Хе-111", участвовавший в налёте на военно-морские базы в районе Полярное (ныне город Полярный) и Ваенга (ныне город Североморск). В первой же атаке Сафонов удачным выстрелом реактивным снарядом - "эресом" повредил самолёт противника. Тот ушёл в море, преследуемый Сафоновым до бухты Зеленцы, где "хейнкель" ударился о воду и разломился… Советский катер, подошедший к месту падения, успел подобрать лишь резиновую шлюпку, навигационные бомбочки, парашюты, погнутые от удара пулемёты…

Эта победа имела и неожиданное последствие… Командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, выяснив, что немецкие лётчики даже на сухопутных самолётах имеют резиновые шлюпки и на них аварийные радиостанции, дал указание снабдить таковыми все колёсные самолёты, летающие над морем ("Полезное надо перенимать"). И в дальнейшем резиновые шлюпки спасут немало жизней советских морских лётчиков.

К концу лета 1941 года Б.Ф. Сафонов, награждённый 14 июля 1941 года первым орденом Красного Знамени, совершил 130 боевых вылетов, провел 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолетов противника. Только за 5 дней августа он одержал 5 личных побед.

15 сентября 1941 года семерка истребителей под его командованием, вступила в схватку с превосходящими почти в 8 раз силами противника, уничтожила 13 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбил 3 самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года, за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, командиру эскадрильи 72-го сводного авиаполка ВВС Северного флота капитану Сафонову Борису Феоктистовичу было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 533).

К моменту опубликования данного Указа, на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 - на счету её командира.

В сентябре 1941 года, когда на аэродроме, где базировалась "сафоновская эскадрилья", обосновались английские лётчики на истребителях "харрикейн", прилетевшие с авианосца для усиления истребительного прикрытия конвоев (группа "Бенедикт" полковника Шервуда), Сафонов первым на Северном флоте облетал английский "харрикейн", а спустя 10 дней эти машины освоили и другие летчики эскадрильи.

Страницы: 1 2

Фактическое начало блокады
По данным на 1 января 1941 года, в Ленинграде проживало чуть менее 3 миллионов человек. Для города был характерен более высокий, чем обычно, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков. Его отличало и выгодное военно-стратегическое положение, связанное с близостью к границе и оторванностью от сырьевых и топливных б ...

Сидение Спартака в Бруттине. Прорыв укреплений Кросса
Но что сделал Спартак? Он остановился на полуострове. "С трёх сторон окружён водой, а с четвёртой его отрезает Красс, перерезав полуостров рвом длиной 300 пладий (~ 55км) ширина и длиной в пятнадцать футов (~ 4,5м), вдоль всего рва возвёл стену, поражающей своей высотой и прочностью" (Плутарх). Получается, Спартак попал в зап ...

Экспедиция Ермака и присоединение Сибири
1 сентября 1581 года дружина Ермака выступила в поход. Маршрут похода довольно точно прослеживается историками. Сначала он плыл по реке Каме, потом вверх по реке Чусовой. Сильное встречное течение очень замедляло движение стругов. Затем их путь пролегал по реке Серебрянке к Тагильским перевалам, где было удобнее перебраться через " ...