История » Церковь и государство в XIV-XVIII вв.

Церковь и государство в XIV-XVIII вв.
Страница 1

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимире-Суздальского еще в XII в.

Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление дворянства как социального слоя сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, жалуемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев» отдельных феодальных родов и семей.

Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

Серьезной политической силой становится Церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном Определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея "Москва - третий Рим", "православное царство", "царь - помазанник Божий").

Теория: "Москва третий Рим" – "… два Рима нам, а третий стоит, а четвертому не быть" была подкреплена византийским происхождением царей (Владимир Мономах) и царских регалий; женитьбой Ивана III на Софье Палеолог (византийской принцессе). При Иване III были сделаны первые шаги в вопросе подчинения церкви.

1448 г. – произошло образованием автокефальной (независимой) православной церкви (ответ на Флорентийскую унию 1439 г.). Очень высок был духовный авторитет Митрополитов Ионы, Алексия, преподобного Сергия.

В это же время внутри Русского духовенства возник конфликт по вопросу о путях спасения души между посифлянами-последователями Иосифа Волоцкого (монастырская земля как условие величия церкви и государя) и нестяжателями-последователями Нила Сорского (умысел владения землею – страшный грех. "Не желати то стяжение"). Учение иосифлян обожествляло Власть, вопрос об изъятии земель церкви был снят.

В XV в. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне - в раскол, столкновение старых и новых политических позиций церкви.

Высший церковный орган (Освященный собор) в полном составе входил в верхнюю палату Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей.

Страницы: 1 2 3

Война с Шотландией
После войны в Ирландии Кромвеля на родине встречали как национального героя. Известный английский поэт Эндрю Марвелл со­чинил в его честь оду: Как добр он, как он справедлив, И к высшей истине ревнив! Не сам команду он дает: Республика его ведет Лишь тот способен управлять, Кому дано себя смирять,— говорилось в ней. Правительств ...

Бирма в середине XVII - середине XIX вв.
В 1648-1671 гг. на бирманском престоле находился сын Талуна Пиндале, при котором вновь начались столкновения с сиамцами, закончившиеся для бирманцев военным поражением. Элита обвинила в неудачах монарха, который вскоре был свергнут. Власть перешла к другому сыну Талуна — Пье, взявшему курс на самоизоляцию страны от остального мира. Одна ...

Категория «прав человека» в философии права Б.Н. Чичерина
Понять отношение к личности и правам человека Б.Н. Чичерина невозможно без понимания его философии права. Чичерин был сторонником концепции естественного права, естественных прав человека, а, значит и либеральных свобод. Чтобы чётко представить связь между принципами свободы личности и естественным правом, вспомним суть обозначенной пра ...