История » Ордена и медали России » Правила ношения орденов

Правила ношения орденов

Золотые награды высших достоинств носили в допетровской Руси на золотых нагрудных цепях, остальные пришивались на одежду17.

В XVIII- начале XIX в. полагалось носить только один (высший) знак каждого ордена, снимая знак низшей степени и возвращая его в Капитул. Правила ношения орденов много раз изменялись и окончательно были установлены и утверждены Александром III для военных 15 декабря 1889 г. И для гражданских чиновников – 31 мая 1890 г.

На широкой ленте через плечо у бедра носили обычно старший орден. Ленты орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Георгия, Св. Владимира и Св. Святослава надевались через правое плечо, а Св. Александра Невского, Белого Орла и Св. Анны – через левое. Только звезда ордена Св. Анны прикреплялась на правой стороне груди, остальные – на левой. На шее могли висеть на узких лентах несколько крестов 1-3-й степеней, один над другим по старшинству, а при одежде закрытого типа только старший, а остальные выпускались из-за борта. Кресты и медали, соединенные на общей колодке в порядке старшинства, носились на левой стороне груди.

В порядке убывания их старшинства ордена при ношении располагались в такой последовательности: Св. апостола Андрея Первозванного, Св. Георгия 1-й степени, Св. Владимира 1-й степени, Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Георгия 2-й степени, Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 1-й степени, Св. Станислава 1-й степени, Св. Георгия 3-й степени, Св. Владимира 3-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени, Св. Георгия 4-й степени, Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 4-й степени.

Знак отличия военного ордена(Георгиевский крест) всех степеней, который жаловался нижним чинам, не снимался при производстве в офицеры и носился на мундире при всех, без исключения, орденах, левее ордена Св. Станислава 3-й степени и правее всех медалей18.

Кресты орденов высшей степени и ордена, не имеющего степеней, носились со звездой, которая прикреплялась на груди , крест располагался на будре, на широкой (10-11 см) ленте, надеваемой через плечо. Ордена следующий степени носились на более узких лентах (5-5,5 см) на шее, а низших степеней – в петлице или на груди. Особым образом носился орден анны 4-й степени: на эфесе холодного оружия.

С 1855 года к знакам всех орденов (кроме Георгия), которые предназначались в награду за военные подвиги, стали добавлять скрещивающиеся мечи. До этого отличительным знаком для боевых орденов был бант из орденской ленты. Но полагался он только к орденам Владимира 4-й степени (с 1789 г.) и Анны 3-й степени (с 1828 г.).

Орденские звезды, если их было несколько, размещались на груди одна над другой, в порядке старшинства (сверху – высшие ордена), но не больше трех. Долгое время они делались шитыми из металлических блесток и нитей, именно такие звезды выдавались Капитулом. Только с 1854 года для всех орденов были официально введены металлические кованные звезды19.

Начиная с павловского времени кавалерам запрещалось самовольно украшать свои знаки драгоценными камнями, и крест со звездой(Андрея Первозванного), осыпанные бриллиантами (алмазами), стали как бы особой, высшей ступенью ордена, жалуемой исключительно по личному усмотрению императора. Знаки высшего ордена стали в дореволюционной России частью воинской символики. Андреевская звезда была в военной атрибутике своеобразным символом гвардии и украшала гвардейские головные уборы, а также – лядунки – сумки для патронов, суперверсты у кавалергардов тяжелой гвардейской кавалерии и даже черпаки – суконные подстилки под седло20.

Реформы
Прежде всего, предполагалось реформировать сельское хозяйство. Здесь предусматривалось: повышение закупочных цен, установление твердых планов закупки на с/х продукцию, перераспределение национального дохода в пользу с/х., повышение материальной заинтересованности крестьян. В этот период была проведена масштабная программа механизации, х ...

Изобразительное искусство
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и не ...

Решающая роль СССР в победе над фашистской коалицией Освободительная миссия Советского Союза
Война неопровержимо свидетельствует, что тяготы ее легли на участников коалиции далеко не в равной степени, не одинаков был я их вклад в общую победу. Главную роль в разгроме фашистской Германии, а затем милитаристской Японии, их партнеров по блоку сыграл Советский Союз. Самоотверженно боролись с фашистскими захватчиками героический юго ...