Москворецкий водопровод
Страница 1

В течение всей второй половины позапрошлого века делались неоднократные попытки построить «помощников» уже не справлявшемуся со своими обязанностями Екатерининскому (Мытищинскому) водопроводу. В 1850–1852 годах инженером-полковником П.С. Максимовым для нужд Замоскворечья был устроен водопровод, бравший воду из Москвы-реки. А если говорить точнее, то таких москворецких водопроводов было два. Одна водокачка была поставлена у Бабьегородской плотины, а вторая – у Краснохолмского моста. Вода из них подавалась в водоразборные колодцы и фонтаны. Но водичка эта была далеко не лучшего качества, весной песок, глинистые частицы и мусор засоряли насосы, а зимой трубы промерзали. И водопровод этот был заброшен уже в 1863 году. А в конце XIX столетия были построены (а потом тоже заброшены) еще 3 артезианских водопровода: Ходынский (1871 год), Преображенский (1882 год) и Андреевский (1885 год). Однако, взоры инженеров продолжали обращаться в сторону Москвы-реки.

В 1898 году уже знакомый нам инженер Н.П. Зимин, который в течение 25 лет (до 1902 года) заведовал Московским водопроводом, выступил инициатором использования в качестве источника для водоснабжения города вод Москвы-реки, причем предложил забирать воду в 50 верстах от города, выше по течению, у деревни Рублево. Река здесь в те годы была чистая, достаточно полноводная, с малонаселенными, заросшими лесом берегами. Постройка станции завершилась 100 лет тому назад, 27 июня 1903 года. Первая очередь включала водоприемник, машинное здание, отстойники, фильтры, насосную станцию и нитку водопровода из чугунных труб до резервуаров, расположенных на самом высоком из холмов Москвы – Воробьевых горах.

Полноводье наших русских рек – Волги, Днепра, Енисея, Дона издревле воспето русской литературой. Реки были кормилицами, давали питьевую воду, крутили мельницы, являлись дешевым транспортным путем.

Однако, Москва-река, хоть и являлась судоходной, всегда была намного скромней величавых русских красавиц. Множество бродов и волоков были помехой серьезному судоходству.

Поэтому мысль соединить Москву с Волгой посредством канала, и убить тем самым сразу двух зайцев – восполнить воды Москвы-реки и открыть прямой торговый путь в богатые поволжские земли давно не давала покоя российским властям. Впервые эта идея пришла в голову еще великому выдумщику всего нового – Петру I, видевшему в этом «зело большие выгоды для торговли». В 1722 году Петр повелел разработать «прожект соединения рек», но осуществить задуманное не успел. К идее Петра вернулись спустя 100 лет – в начале царствования Николая I. За 20 лет строительства канала, связывавшего реки Сестру и Истру, соорудили 38 каменных шлюзов, построили плотину, позволившую создать на месте маленького озера большое водохранилище, получившее название Подсолнечное или Сенежское… Но деньги, как это часто бывает в России, закончились, и стройка остановилась. А в 1844 году прекратилось и начавшееся было судоходство по построенному участку: пришел век железных дорог и о канале забыли!

Когда в начале 1930-х годов к этой идее было решено вернуться, в будущем канале видели уже не столько судоходную дорогу, сколько источник, способный напоить Москву водой. Строительство канала началось в 1932 году и завершилось к началу навигации 1937 года. Было построено около 240 объектов: 11 шлюзов, 5 насосных станций, 3 железобетонные и 8 земляных плотин, 8 гидроэлектростанций, грузовые пристани, причалы, маяки, мосты и туннели. Многие из них и сегодня удивляют специалистов смелостью инженерных решений. И вот 2 мая из Горького (сейчас, как и много веков прежде, – Нижний Новгород) в Москву отправился первый теплоход. А в 1947 году, в год 850-летия столицы, канал, называвшийся до этого Москва-Волга, получил имя Москвы. Он и сегодня – один из крупнейших в мире. А Москва благодаря ему получила звание порта пяти морей – Каспийского, Балтийского, Азовского, Черного и Белого…

Страницы: 1 2

Екатерина Великая – императрица России.
Екатерина II Алексеевна - императрица Всероссийская в 1762 - 96 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская. Родилась 21 апреля 1729 г. Она была дочерью младшего брата маленького немецкого "фюрста"; мать ее происходила из дома Гольштейн-Готторп и приходилась двоюродной теткой будущему Петру III Родосл ...

Фактическое начало блокады
По данным на 1 января 1941 года, в Ленинграде проживало чуть менее 3 миллионов человек. Для города был характерен более высокий, чем обычно, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков. Его отличало и выгодное военно-стратегическое положение, связанное с близостью к границе и оторванностью от сырьевых и топливных б ...

Отмена крепостного права 1861 года. Предпосылки крестьянской реформы.
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ждала их. Среди реформ, на первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. Крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинная форма ...