История » Алаш-Орда » Начало алашординского движения

Начало алашординского движения
Страница 3

Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников-колонизаторов, а также представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Бокейханов был назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, а М. Тынышпаев — комиссаром Семиреченской области.

Продолжая, по существу, политику царского самодержавия, Временное правительство в Казахстане не могло решить национальный вопрос и не стремилось к решению аграрного вопроса. Вопрос о самоопределении, или автономии казахов, как и других угнетенных народов, оно даже не пыталось ставить. Это послужило причиной того, что в газете "Казах" А. Бокейханов публично заявил о своем выходе из партии кадетов. Он подчеркивал три момента: "Партия кадетов стоит за передачу земли в частную собственность. Передача земли в частные руки в наших условиях приведет к тому, что через некоторое время, как это случилось в Башкирии, участки земли перейдут к соседнему мужику, а казахи превратятся в нищих. Партия кадетов выступает против национальной автономии. Мы, подняв знамя Алаша, стремимся образовать национальную автономию… Партия кадетов выступает против отделения церкви от государства, а я поддерживаю отделение церкви от государства. Разногласия по этим трем позициям … отчетливо выявились. Я решил выйти из партии кадетов и организовать партию "Алаш".

В этих условиях лидеры казахского либерального движения, учитывая быстро меняющуюся ситуацию и ускоренный процесс поляризации политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.

Первый всеказахский съезд, в котором участвовали представители почти из всех областей Казахстана, состоялся в г. Оренбурге 21-26 июля 1917 г. В повестке дня было 14 вопросов.

Главное внимание делегаты уделили проблеме национальной автономии, решению земельного вопроса, подготовке к Учредительному собранию и образованию казахской политической партии.

Еще за месяц до начала съезда на страницах газеты "Казах" была опубликована серия статей, в которых высказывались различные точки зрения по вопросу автономии.

А. Байтурсынов и М. Дулатов высказались за создание независимого автономного Казахского государства. Бокейханов отдал предпочтение казахской национально-территориальной автономии "в публике". Эту точку зрения поддержало большинство.

Центральным пунктом в работе съезда был земельный вопрос.

Съезд обсудил вопрос о подготовке к Учредительному собранию, в список кандидатов в депутаты был внесен 81 человек – представители всех регионов Казахстана, а также казахских общин Бухары, Ферганы и Хивы.

На решения съезда оказала сильное влияние казахская интеллигенция, объединившая вокруг газеты "Казах". Благодаря этому суживались возможности влияния мусульманского духовенства на казахское население: устранялись клерикальные суды, на смену им должны были вводиться правовые структуры; женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. Образование должно было стать обязательным и подчиняющимся гражданским властям.

Вместе с тем решения съезда предусматривали создание независимого муфтиата в Оренбурге для управления Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской областями и казахскими районами Закаспийской области.

Первый всеказахский съезд, по существу, конституировался в казахскую национальную политическую партию “Алаш”. Лидерами партии “Алаш” стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления.

В партию “Алаш” вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, Г. Карашев, С. Торайгыров, Х. Габбасов, А. Ермеков, Ж. и Х. Досмухаммедовы и др.

Страницы: 1 2 3 

Рабочее движение
Рабочие Украины не мирились со своим тяжелым социально-экономическим и политическим положением. Все больший размах приобретала классовая борьба рабочих. В 1875 г. в Одессе возникла пролетарско-политическая организация «Южнороссийский союз рабочих». Одесса была тогда самым большим по количеству жителей промышленным городом на Украине. ...

Заупокойный культ
К основным письменным источникам относятся следующие произведения: “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.). “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со ...

Исторические личности. Осиновик
Происхождение неизвестно, однако, видимо, принадлежал к казакам или «показачившимся» крестьянам. Появился в Астрахани в 1607 или 1608 гг., выдал себя за никогда не существовавшего царевича Ивана от старшего сына Грозного. Вместе с Августом и Лаврентием принимал участие в битве при Саратове, был, видимо, обвинен в поражении и повешен каз ...