История » Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России

Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России
Страница 1

Степан Осипович Макаров

– российский флотоводец, военно-морской теоретик, мореплаватель, океанограф, кораблестроитель, вице-адмирал.

Роль в истории флота

Возглавлял кругосветные плавания. Выдвинул идею и руководил строительством ледокола «Ермак», на котором совершил арктические плавания. Разрабатывал проблемы броненосного флота, непотопляемости и живучести корабля.

С началом русско-турецкой войны Степан Осипович добился перевода на Черноморский флот командиром парохода «Великий князь Константин», ставшего базой минных катеров. В апреле 1877 г. «Константин» вышел на поиск противника. Его оружием были паровые катера, на носу которых на шесте крепились мины. Подойти под огнем к турецким кораблям, взорвать их и при этом умудриться остаться невредимым и вернуться назад – для этого требовалось не только громадное мужество, но и отточенное флотское мастерство. Все это команда «Константина» продемонстрировала в полной мере. Взорваны два броненосца, потоплено около десятка грузовых судов. В декабре у Батуми Макаров впервые в мире применил торпеды, потопив турецкий сторожевик «Интибах». Войну Макаров закончил капитаном II ранга, кавалером нескольких боевых орденов, в том числе – Святого Георгия 4 степени, и золотого оружия «За храбрость». По светским меркам его карьера развивается успешно: он пожалован в свитский чин флигель-адъютанта, причислен к Гвардейскому экипажу, назначен командиром отряда миноносок, ему прочат командование царской яхтой «Ливадия». Но герой турецкой войны Скобелев предлагает ему возглавить морское обеспечение Ахалтекинской военной экспедиции, и Макаров бросает светский Петербург и уезжает на Каспий.

Под его командой более сотни малотоннажных судов и широкий круг задач – от организации перевозок до создания портов и баз на берегах Каспийского моря. С новыми обязанностями Макаров справился блестяще. О его большом вкладе в успех военной экспедиции свидетельствует то, что на прощание Скобелев поменялся с ним орденами Святого Георгия.

В октябре 1881 года Макаров оказался в Константинополе, куда был назначен командиром российского корабля-стационера «Тамань». Назначение было с дипломатическим подтекстом – в последней войне Макаров нанес военно-морским силам Турции существенный урон. Служебные обязанности для командира стационера были не обременительными и больше сводились к дипломатическому представительству. Не привыкший сидеть без дела, Степан Осипович занялся изучением течений в проливе Босфор. Результат исследований стал научной сенсацией – в проливе на различных уровнях два противоположных течения: верхнее из Черного моря, а нижнее из Мраморного. В случае новой войны его открытие позволяло провести быстрое и эффективное минирование Босфора. Признанием же чисто научной заслуги моряка стало присуждение ему Академией наук престижной премии митрополита Макария.

В 1885 году Макаров стал командиром фрегата «Витязь», готовящегося к кругосветному плаванию. Почти три года бороздил «Витязь» океанские просторы, и все это время проводились многочисленные научные исследования. Результатом стал двухтомный труд «Витязь» и Тихий океан», получивший высокую оценку в научных кругах. Академия наук отметила его Макарьевской премией, а Русское географическое общество наградило автора золотой медалью.

Вскоре после кругосветки контр-адмирал Макаров был назначен главным инспектором морской артиллерии. За три года, несмотря на неповоротливость флотской бюрократии, ему удалось сделать очень много для совершенствования корабельной артиллерии. Главным итогом его труда стало изобретение «колпачков Макарова», которые значительно повышали эффективность снарядов по пробиванию брони.

Страницы: 1 2

Правительственное решение крестьянского вопроса в первой половине XIX века
В первой половине XIX в. Россия еще оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне, большинство которых принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и, следо ...

 Уничтожение остатков самостоятельности покоренных царств.
После проведения реформ Шан Яна, в том числе важнейшей из них - военной, заменившей бронзовое оружие железным, а колесницы - маневренной конницей, царство Цинь, превратившееся по типу государственного строя в военно-бюрократическую монархию, становится наисильнейшим в древнем Китае и сразу же вступает на путь агрессии. Одной из первых б ...

Итоги и значение Великой французской революции
В. ф. р. имела огромное историческое значение. Будучи по своему характеру народной, буржуазно-демократической, В. ф. р. решительнее и основательнее, чем какая-либо др. из ранних буржуазных революций, покончила с феодально-абсолютистским строем и тем самым способствовала развитию прогрессивных для того времени капиталистических отношений ...