Становление и развитие декабристкой идеологии. Условия
формирования декабристкой идеологииСтраница 2
Возрастал интерес и к литературе начала 19 века. Читались новые книги, передовые иностранные газеты и журналы. Изучение конституций Франции, Англии, США было школой для ищущего политического сознания. Конечно, идеи Западной Европы и Америки не явились причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие, передали свой опыт новому поколению. Против положения о «прирожденном» праве дворянина владеть крепостным человеком восставала идея о прирожденном равенстве всех людей, идея о необходимости уничтожения всех феодальных привилегий.
Против неограниченного права абсолютного монарха повелевать своими подданными поднимала на борьбу идея о власти, принадлежащей народу. Огромное влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала и Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный патриотический подъем всего русского общества. Декабристы называли себя «детьми 1812 года», не раз подчеркивали, что 1812 год явился началом их движения. «Мы дети 1812 года. Принести в жертву все даже саму жизнь ради любви к Отечеству было сердечным побуждением». М.И. Муравьев-Апостол говорил: «Наши чувства были чужды эгоизму».[26] Среди участников этой войны – более ста будущих декабристов; 65 человек из тех, кого в 1825 году власти назовут «государственными преступниками», насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Известно, что победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только военное значение, но оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России.
М.А. Фонвизин в следственных показаниях писал: «Великие события отечественной войны, оставя в душе глубокия впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности».[27] Направленность этой деятельности пояснил А.А. Бестужев в своем знаменитом письме Николаю I из Петропавловской крепости: «…народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной».[28] Участие народа в войне с Наполеоном хорошо вписывалось в рамки просветительских идей о праве народа на восстание против тирана, угрожающего народной свободе. Поэтому победа над Наполеоном мыслилась не только как победа России над Францией, но и как освобождение русского народа, а сохранение крепостного права воспринималось как вторичное порабощение. Все это порождало представление о возможности немедленного освобождения крепостных.
Сразу же после окончания войны реакция со всей силой обрушилась на учебные заведения. В специальной правительственной инструкции предусматривалось преподавать лишь те науки, которые «не отделяют нравственности от веры». Крупнейшие университеты страны (Петербургский, Казанский и др.) были подвергнуты опустошительному разгрому. Прогрессивно настроенные профессора, подлинные ученые были изгнаны, а над учебными заведениями устанавливался полицейский надзор. Жестокие репрессии обрушились на журналистику и литературу. Все эти и многие другие реакционные действия правительства Александра I не могли не вызвать самого решительного протеста передовой части образованных людей России. Правительственная политика положила конец надеждам передового дворянства на проведение мирных реформ.
Таким образом, декабристы не были горсткой беспочвенных мечтателей, оторванных от общества своего времени. Большое влияние на их мировоззренческие установки оказали социально-экономические, политические и культурно-просветительские факторы, которые во многом и предопределили их будущее.
Раскол армии. Отделение и гибель Кринса. Поход на Севере
Далее против Спартака были высланы два консула Геллит и Лентул. Летоном Глия был разбит отряд германцев под предводительством сотоварища Спартака Крисса "из высокомерия и заносчивости отделившегося от Спартака" (Плутарх). Крис погиб в этом бою. Далее консулы решили уничтожить главные силы Спартака, окружив их. Но Спартак " ...
Либеральное движение в конце XIX в.
Во времена Александра III либеральное движение переживало трудные испытания. Министр внутренних дел Д. А. Толстой борьбу с земским либерализмом сделал одним из основных направлений своей политики.
Прекратил свою деятельность “Земский союз”. Вскоре последовала земская контрреформа.
Многие земские работники в то время ушли в “малые д ...
Кастовая структура индийского средневекового общества
Каста - португальское слово (означающее род, племя, происхождение), является переводом слова джати, которым в Индии назывались в феодальный период и называются сейчас замкнутые группы людей, объединённых единством профессии или сословным положением. Зародившись в глубокой древности, касты приняли строгие формы именно в средние века. Ни ...