История » А.В. Суворов - великий русский полководец » Воспитание и формирование мировоззрения А. В. Суворова

Воспитание и формирование мировоззрения А. В. Суворова
Страница 2

На взгляды Суворова оказала влияние пропагандировавшаяся русскими и французскими просветителями антифеодальная буржуазная мораль, в которой главное место занимала идея служения Родине.

Взгляды Суворова на роль человека в обществе были стихийно-материалистическими, что нашло свое отражение в разрабатываемой системе обучения и воспитания войска. Суворов отвергал тиранию, отвергал он также узкоэгоистическую мораль дворянской знати. Он признавал естественное равенство людей и необходимость просвещения народа. Он считал служение отечеству долгом каждого человека и полагал, что общество должно быть устроено на началах «добродетели и справедливости».

Суворов не мог пройти мимо острой полемики по проблемам крепостнического строя, но он видел пути искоренения недостатков не в борьбе против принципов крепостного права, а в смягчении применения последнего. Суворов выступал против пороков крепостнического общества. Он порицал порядок, при котором служение отечеству подменялось служению трону. Человеческое достоинство Суворов ставил выше милостей престола: «Россия службою моею питалась (разрядка моя. – Л.Б.)»6.

Начавшаяся в стране Крестьянская война под руководством Пугачева не изменила взглядов Суворова. Стремясь как можно быстрее подавить восстания, Екатерина II направила на «внутренний фронт» боевых генералов, и в их числе А.В.Суворова. Он прибыл в Поволжье, когда восстание, по существу, было подавлено войсками П.И. Панина и И.И. Михельсона. На Суворова была возложена задача препроводить крестьянского вождя в Симбирск, а затем в Москву. Главной его акцией было объявление от имени Екатерины II амнистии повстанцем, чем он вызвал негодование царицы и петербургской знати, стремившихся к расправе над всеми участниками восстания. О себе же он писал: «Сам не чинил нигде, ниже чинить повелевал, ни малейшей казни, разве гражданскую и то одним безнравственным зачинщикам, но усмирял человеколюбивою ласковостью, обещанием высочайшего императорского милосердия».

Грянувшая во Франции революция 1789 г. Потребовала определить отношение к ней Суворова. Суворов не принял революцию. Его ужасала мысль, что «Россия будет Франциею». Его возмущали итоги этой революции. Он отмечал, что она не принесла народу действительной свободы и лишь заменила форму эксплуатации народа. «Где же дерево вольности, которое французы обещали водрузить над пламенным Везувием? – спрашивал Суворов,- О, хвастунишки!»7. Буржуазная Франция, говорил Суворов, не принесла освобождения и другим народам. Правители Франции держали итальянский народ «под игом трехлетнего рабства», которое они принесли «под именем свободы и равенства».

В то же время Суворов видел, что под влиянием революционных идей «феодальная система распадается». Но он считал, что переход к новому обществу должен совершиться мирным путем, в результате победы «царства разума».

На этой основе сложились взгляды Суворова на роль человека в жизни общества. «Мы, - говорил Суворов, - его члены – должны ему себя жертвовать, устраивать к тому наши способности…дабы ему (обществу) долее полезными быть».

Суворов придерживался передовых взглядов до конца жизни. Он оставался верен им на всех этапах деятельности.

Страницы: 1 2 

Емельян Пугачев
Самозванец, выдавал себя за Петра III. Предводитель Крестьянской войны (1773—1775), донской казак, участник Семилетней и русско-турецкой войны. Получил чин хорунжего Под именем императора Петра III поднял восстание яицких казаков в августе 1773 года. В сентябре 1774 года выдан властям. Казнен в Москве на Болотной площади "Ужас XVI ...

Управление в судебной и идеологической системе
Глобальные нововведения императора вызвали сильнейшее недовольство, выразителями которого стали конфуцианцы, желавшие к тому же взять под свой контроль систему образования. Тогда против них выступил первый министр Ли Сы с памфлетом "они (конфуцианцы) восхваляют древность, чтобы порочить современность". Став хозяином империи, ...

Революция 1908 – 1909 гг.
Превращение Османской империи в полуколонию западных держав сопровождалось ростом капиталистических отношений. Однако усевшаяся эксплуатация страны стала решающим препятствием для развития турецкого национального капитализма. Гнет иностранных колонизаторов был неразрывно связан с сохранением феодальных отношений. Примерно 65 % площадей ...