История » А.В. Суворов - великий русский полководец » Воспитание и формирование мировоззрения А. В. Суворова

Воспитание и формирование мировоззрения А. В. Суворова
Страница 2

На взгляды Суворова оказала влияние пропагандировавшаяся русскими и французскими просветителями антифеодальная буржуазная мораль, в которой главное место занимала идея служения Родине.

Взгляды Суворова на роль человека в обществе были стихийно-материалистическими, что нашло свое отражение в разрабатываемой системе обучения и воспитания войска. Суворов отвергал тиранию, отвергал он также узкоэгоистическую мораль дворянской знати. Он признавал естественное равенство людей и необходимость просвещения народа. Он считал служение отечеству долгом каждого человека и полагал, что общество должно быть устроено на началах «добродетели и справедливости».

Суворов не мог пройти мимо острой полемики по проблемам крепостнического строя, но он видел пути искоренения недостатков не в борьбе против принципов крепостного права, а в смягчении применения последнего. Суворов выступал против пороков крепостнического общества. Он порицал порядок, при котором служение отечеству подменялось служению трону. Человеческое достоинство Суворов ставил выше милостей престола: «Россия службою моею питалась (разрядка моя. – Л.Б.)»6.

Начавшаяся в стране Крестьянская война под руководством Пугачева не изменила взглядов Суворова. Стремясь как можно быстрее подавить восстания, Екатерина II направила на «внутренний фронт» боевых генералов, и в их числе А.В.Суворова. Он прибыл в Поволжье, когда восстание, по существу, было подавлено войсками П.И. Панина и И.И. Михельсона. На Суворова была возложена задача препроводить крестьянского вождя в Симбирск, а затем в Москву. Главной его акцией было объявление от имени Екатерины II амнистии повстанцем, чем он вызвал негодование царицы и петербургской знати, стремившихся к расправе над всеми участниками восстания. О себе же он писал: «Сам не чинил нигде, ниже чинить повелевал, ни малейшей казни, разве гражданскую и то одним безнравственным зачинщикам, но усмирял человеколюбивою ласковостью, обещанием высочайшего императорского милосердия».

Грянувшая во Франции революция 1789 г. Потребовала определить отношение к ней Суворова. Суворов не принял революцию. Его ужасала мысль, что «Россия будет Франциею». Его возмущали итоги этой революции. Он отмечал, что она не принесла народу действительной свободы и лишь заменила форму эксплуатации народа. «Где же дерево вольности, которое французы обещали водрузить над пламенным Везувием? – спрашивал Суворов,- О, хвастунишки!»7. Буржуазная Франция, говорил Суворов, не принесла освобождения и другим народам. Правители Франции держали итальянский народ «под игом трехлетнего рабства», которое они принесли «под именем свободы и равенства».

В то же время Суворов видел, что под влиянием революционных идей «феодальная система распадается». Но он считал, что переход к новому обществу должен совершиться мирным путем, в результате победы «царства разума».

На этой основе сложились взгляды Суворова на роль человека в жизни общества. «Мы, - говорил Суворов, - его члены – должны ему себя жертвовать, устраивать к тому наши способности…дабы ему (обществу) долее полезными быть».

Суворов придерживался передовых взглядов до конца жизни. Он оставался верен им на всех этапах деятельности.

Страницы: 1 2 

Рабочее движение
Рабочие Украины не мирились со своим тяжелым социально-экономическим и политическим положением. Все больший размах приобретала классовая борьба рабочих. В 1875 г. в Одессе возникла пролетарско-политическая организация «Южнороссийский союз рабочих». Одесса была тогда самым большим по количеству жителей промышленным городом на Украине. ...

Реформы 60–70-х годов 19 века. Земская и городская реформы
Требования реформ государственного аппарата, в частности местного управления, судебной системы, полицейских органов, органы цензуры, были высказаны либеральными слоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После введения крестьянской реформы правительство убедилось, что этих реформ не избежать, и начало их подготовку. ...

Основание поселения Монровия
Следующая попытка создать поселение для афро-американцев была предпринята в декабре 1821 г., когда у мыса Месурадо бросил якорь американский военный корабль «Алигатор». С одним из вождей местных племен под угрозой применения оружия была заключена сделка. Для переселенцев выделялась территория в 13 376 кв. км. За отчужденную землю вождь ...