История » Курдская проблема в Турецкой Республике (80–90-е гг. ХХ века) » Турецкая конституция 1982 года о правах национальных меньшинств. Эволюция правового положения курдов в Турции

Турецкая конституция 1982 года о правах национальных меньшинств. Эволюция правового положения курдов в Турции
Страница 1

За весь республиканский период в Турции не было принято ни одного специального закона, который признавал бы национальные права курдов. Конституция, принятая в результате референдума 7 ноября 1982 г., игнорировала чаяния курдского народа, не признавала за ним никаких прав. Более того, она являлась законодательным выражением ассимиляторской политики турецких правящих кругов в целом по отношению к национальным меньшинствам Турции. Формально основной закон провозглашал равенство всех граждан, однако знакомство с его статьями показывает, что даже такого равенства нет, что она пропитана крайним национализмом. Так, например, в статье 42 говорится: «Никакой язык, кроме турецкого, не должен преподаваться в качестве родного языка турецким гражданам в любых образовательных учебных учреждениях»[27].

Статьи 37-44 Конституции посвящены защите прав немусульманских меньшинств[28]. Но курды не попадают под защиту этих статей. Более того, все принятые мероприятия, относящиеся в той или иной мере к этой проблеме, были направлены главным образом на насильственную ассимиляцию курдского населения. Как отмечает французский исследователь С. Эдмундз сегодня курдам «запрещают иметь свои школы, учиться на родном языке, выпускать книги, газеты и журналы, создавать очаги культуры, организовывать радио- и телепередачи, создавать национальные общественные и политические организации, делать все то, что напоминало бы о курдском происхождении»[29].

Ущемляют права курдов и другие статьи Основного закона. В Конституции 1982г. отмечалось, что «турецкое государство - территориально и национально - независимое целое». Турецкая Конституция игнорирует существование курдского народа. Например, в статье 54 говорится, что «каждый, кто связан с турецким государством узами гражданства - турок». В результате десятки курдских патриотов были казнены без суда и следствия по законам чрезвычайного положения, по сей день, в тюрьмах томятся сотни представителей курдской интеллигенции по обвинению в терроризме и сепаратизме.

В 90-ые гг. турецкие правящие круги, желавшие полностью включиться в общеевропейские процессы, под давлением внутренних и внешних факторов были вынуждены принять шаги по демократизации общественно-политической жизни стране. Так, турецкий парламент в ночь с 11 на 12 апреля 1991г., принял представленный правительством законопроект, который снимал запрет на использование курдского языка. Правда, как и прежде, запрещал обучать на курдском языке в школах, не разрешалось издавать на нем газеты и книги, вести передачи на радио и телевидении, говорить, делать заявления на политических и общественных собраниях. Закон, по существу, разрешал лишь говорить по-курдски у себя дома и во дворе. Был принят также Закон № 3713 «О борьбе с терроризмом»[30], который своей отдельной статьёй отменял статьи 140, 141, 142 и 163 уголовного кодекса[31].

Статья 141 была направлена конкретно против тех лиц и организаций, кто «путём насилия» стремился «ликвидировать какой-либо социальный слой»; «установить власть одного социального слоя над другими»; «ликвидировать существующий в стране экономический или общественный строй». Речь шла также и о намерении «установить личную либо групповую власть, противоречащую республиканским и демократическим принципам». В зависимости от степени участия в заговоре обвиняемые приговаривались к тюремному заключению на срок от 8 до 15 лет. Для заговорщиков, занимавших государственные посты, устанавливалась смертная казнь. Дополняющая её статья 142 определяло уголовное наказание за пропаганду действий, перечисленных в статье 141. Статья 163 УК была специально посвящена пресечению деятельности лиц и организаций, использующих религию вкачестве инструмента подрывной деятельности против государства[32].

Следует отметить, что по этим статьям турецкого уголовного кодекса было осуждено 100 тыс. человек, в отношении более 70 тыс. человек, с 12 сентября 1980 г. по февраль 1991 г. были возбуждены уголовные дела. В соответствии с новым законом предполагалось освободить из тюрем более 43 тыс. человек[33].

Далее, желая добиться ратификации Европейским парламентом турецко-европейского таможенного союза, турецкие власти 26 июля 1995 г. внесли поправки в 17 из 177 статей Конституции. В результате этих поправок Турция стала более демократичной, однако многие статьи этой Конституции, вызывавшие протесты мировой общественности, равно как и репрессивные статьи турецкого уголовного кодекса и антитеррористического закона, сохраняли силу[34].

Страницы: 1 2

Президентская гонка 1996 года
Президентская кампания 1996-го года в России оказалась буквально сотканной из противоречий. По общему мнению, решался главный вопрос: состоится ли отказ от традиционных для России силовых методов решения проблемы власти в пользу мирного, демократического процесса ее передачи, подлинно легитимного, на основе конституционных норм. Однако ...

Противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVI веке. Основные этапы религиозных войн
В течение всей второй половины XVI в. Францию потрясали неурядицы, которые принято называть религиозными (или гугенотскими) войнами, хотя современники предпочитали другое, более верное название - гражданские войны. Феодальная знать раскололась на две большие группы. Во главе католического дворянства стал могущественный дом герцогов Гиз ...

Скаутские законы и Скаутское обещание.
Один из принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Давая Обещание, вступая в скауты, ребенок добровольно принимает на себя важные обязательства (Долг перед Богом, миром, страной, людьми, собой), которые будут определять его дальнейшую жизнь («Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг пер ...