Введение

История знает немало темно-загадочных личностей, чьи имена окутаны густым мраком глубоких тайн и разноречивых домыслов. В начале, теперь уже прошлого века, когда наступила заключительная фаза российской монархии, когда политическое, государственное и моральное разложение приняло нормы трагического упадка, такой скандальной фигурой был «старец» Григорий Распутин.В те годы «Наш друг», как его называли члены царской семьи, для многих казался каким-то мифическим существом, мессией: слухи о его «чудесах», «сатанинских глазах», «колдовских чарах» передавались в народе из уст в уста, имя его произносили шепотом; теневая сторона его жизни была мало кому известна, поскольку высочайшим повелением запрещалось распространять о нем в печати факты разоблачительного характера. Этот занавес умолчания был прорван только после смерти «старца». О нем наперебой, пытаясь как бы наверстать упущенное, стали писать статьи, книги, брошюры. Понятно, что далеко не все они представляют исторический интерес: среди них много таких, которые иначе как плодом авторского воображения не назовешь. Однако есть и другие – принадлежащие перу людей, близко знавших Григория Распутина, постоянно общавшихся с ним. Именно в этих воспоминаниях можно найти ответы на вопросы о том, каким образом «последний мужик» из далекого села Покровское Тобольской губернии совершил сказочное самопревращение в фаворита царской семьи, занял почетное место у подножия романовского трона; в чем секрет его фантастического успеха и почему все, кто так или иначе соприкасался с ним, имели о Распутине столь полярные мнения: божий человек, святой, праведник, чудотворец – для одних, авантюрист, развратник, лицемер и шарлатан – для других.

Начало борьбы за Балтику, первые неудачи (Нарва)
В 1699 году Пётр начал приготовления к войне со шведами. 11 ноября 1699 года был заключен тайный договор между Петром и Августом, по которому Пётр обязывался вступить в Ингерманляндию и Карелию тотчас по заключению мира с Турцией, не позже апреля 1700 года. Союз был заключен и с датским королём Христианом. Мир с Турцией был заключен 13 ...

Цивилизация как основная типологическая единица истории.
Цивилизация . Это магическое слово завораживает, создавая в воображении образ необыкновенного сообщества, где все устроено разумно и на пользу человека. Неслучайно, так часто слышны в России призывы со страниц газет и с экрана телевизоров «вернуться в цивилизацию». Куда же, собственно, надо возвращаться? Реальная жизнь человечества и в ...

Либеральная мысль в российской публицистики второй половины XIX века
Заметный рост конституционных настроений в обществе на рубеже 70–80-х гг. нашел свое отражение в позиции журнала «Вестник Европы». Журнал «Вестник Европы», основанный в 1866 г., продолжил ту конституционную линию в русской либеральной прессе, которая была начата «Отечественными записками» в первые пореформенные годы. Либеральная програм ...