История » Формирование централизованного государства в Европе

Формирование централизованного государства в Европе
Страница 1

Древнейшим жительством славян в Европе были северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и славян были известны ещё в римские, готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр ещё в 7 веке и дошла до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причём вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Западной Двины. В своём движении вверх по Днепру славяне приходили в непосредственную близость с финскими племенами и постепенно оттесняли их всё далее на север и северо-восток. На северо-западе соседями славян оказывались литовские племена.

Самыми дикими из всех соседивших со славянами племён было финское племя, составлявшее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятных времён, подчиняясь воздействию как скифов, с сарматами, так и готов, тюрков, литовцев и славян. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток. Таким образом, с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам. Лишь изредка финские жрецы поднимали свой народ на борьбу. Но эта борьба кончалась неизменной победой славянства, и обрусение финнов неизменно продолжалось.

Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности заселяли те места, на которых их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Западной Двины и от Балтийского моря доходили по реки Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая непосредственно перед славянами, литовцами сосредотачивались по Неману и Западной Двине и там надолго сохранили свой первоначальный быт.

Племена их не были объединены, они делились на отдельные ряды и взаимно враждовали. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам свои земли. Там же, где литовцы непосредственно соседили с русскими. Они заметно поддавались культурному их влиянию.

Перечень соседей русских славян необходимо дополнить указанием на варягов, которые приходили к славянам 2из-за моря". Именем "варягов" называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. В ту эпоху было велено выселение норманнов из скандинавских стран в среднюю и южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию и даже Италию. Среди русских славян варягов было так много, что варягов можно назвать прямыми сожителями славян. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно – знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.

Быт славян вначале был племенной, но далее имена полян, древлян и вятичей исчезают и заменяются рассказами о волостях. Таким образом, быт племенной перешёл в быт волостной. У славян имел место факт общего владения при отсутствии личной собственности. Славяне на первых ступенях жизни жили родом по образу рода римского, во главе рода стояла власть родовладыки. Со смертью родовладыки родовая собственность не делилась, а движимое и недвижимое имущество всё находилось во владении рода. Родовой быт исключал возможность личного владения. Затем родовой быт сменился общинным. Славяне жили общиною не на основании физиологических, кровных начал, а в силу совместного жительства на одних и тех же местах и единства хозяйственных и материальных интересов. Общины управлялись властью избранных старшин, так называемым вечем. Мелкие общины или верфи сливались в волости, которые уже были общинами политическими. Родственные славянские семьи не принимались строгой родовой организации, но жили, не забывая своего физического родства, уже на началах территориальных, соседственных, поэтому племенной быт скоро распался и заменился волостным. В первое время своей жизни на Ильмене и Днепре наши предки жили и каждый своим родом и на своих местах, владея каждый родом своим. Родовые старейшины имели большую власть в своём роде, а, сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за всё племя. Но так бывало только в особо важных случаях, например, в минуты общей опасности, грозившей всему племени. С течением же времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, не только ослабела связь между родами, но распадались и сами роды, поделившись на самостоятельные семьи. Общая родовая собственность перестала существовать, когда расходились семьи, составлявшие род. Она заменяла собственность семейную. Так же переставала действовать и власть родовладыки: он не мог управлять сразу всеми хозяйствами родичей, так как эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной семьи, к домовладыке. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу и неродные одинаково. Соединённые каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задучу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин. Так древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным.

Страницы: 1 2 3