Неожиданный сюрприз

Товарищи, я хочу с вами поделиться то, что я узнал от бывшего красного партизана. Мой сосед, служивший в Красной Армии, рассказал следующее: «Было это в 1920 г. за городом Ижевском. Мы стояли в одном большом русском селе, откуда были выбиты колчаковцами. Потом мы заняли одну черемисскую деревню верстах в пяти от села, с откуда тоже были выбиты. Колчаковцы, не заняв деревню, поставили свой караул, сами отправились в село ночевать. Но наши красные орлы ночью перерезали весь караул, и мы снова заняли деревню. Заняв деревню, мы устроили засаду. Как раз около деревни проходило шоссе и большак, и деревня находилась в устьях этих дорог. За насыпью шоссейной дороги мы поставили восемь пулеметов, против шоссе и против большаку мы тоже поставили четыре пулемета и два бомбомета. Здесь было нечто похожее на овраг. Вот здесь мы и стали ожидать в гости колчаковцев. Наш командир отряда Жейтис дал такой наказ: «Ребята, пока не подойдут на штык, чтоб ни одного выстрела не было с нашей стороны». Белые долго ждать не заставили. Чуть забрезжил рассвет, как на шоссе по пути к деревне, а также и по большаку показалось войско Колчака. Они разделились на две партии, 2 батальона шло по большаку и 2 по шоссе. Я находился напротив шоссе. Белые шли спокойно во главе с духовенством, винтовки на плечо, не ожидая ничего. По шоссе впереди всех шел поп в одной руке с наганом, а в другой был крест. Подпустив саженей на десять, мы открыли убийственный огонь. У нас был один наводчик, он как раз угодил попу в грудь две пули, и он, отбросив крест в одну сторону, а наган** в другую, грохнулся на землю, как кормный боров. Товарищи, что ни творилось в это время у [в] колчаковском войске. Они кололи друг друга, сымая винтовки с плеч. Потом они нагоняли панику сами себе: кто кричал: «Товарищи, простите», кто: «Помогите», кто бежал, кто ложился, но убежать никому не пришлось, так как тогда существовал красный террор, а поэтому мы пустили 200 человек конницы, которая и доконала белых. После этого мы прошли верст 60, не встретив ни одной души белых. Повсюду нас встречали с радостью.»

Товарищи, на этом он кончил свой рассказ, который я передаю вам.

Федя Боровик

Товарищ редактор, если мой рассказ годен для печати, то прошу подписать эту фамилию, какая подписана в конце рассказа.

В рассказе война выглядит уже иначе. Правда нередко смешивается с вымыслом, происходит смещение событий во времени. С точки зрения достоверности источника их следовало бы забраковать, но они являются неотъемлемой частью общественной жизни советского общества. Они представляют интерес с точки зрения восприятия событий как самими очевидцами (что удержала их память?), так и их слушателями (что больше всего поразило их воображение?). Письмо пропитано «героизацией» войны и духом классовой ненависти, который усвоило молодое поколение.

Еще одно наследство, которое оставила гражданская война, это горы стрелкового оружия, спрятанного на всякий случай «под застрехами», которое нередко пускалось в ход и после завершения боев. О том, как нередко изымалось оно у населения, рассказывается в письме малограмотного крестьянина А.И. Мельника из села Капушновки Каменецкого района Молдавской АССР от 19 марта 1929 г.:

Историческая наука.
После 2-й мировой войны различные течения английской буржуазной историографии стали более навилироваться, сливаясь в единое направление, которое выступает против марксизма на гл. участках исторических исследований. К буржуазной историографии примыкают историки лейбористского направления, занятые преимущественно изучением английского раб ...

Судебная реформа
Структуру дореформенной судебной системы составляли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Старый дореформенный суд особо противоречил потребностям буржуазного развития страны. Во-первых, суд находился в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решения судебных дел, носил сугубо ...

Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману
В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами. Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это ...