История » Развитие СССР в послевоенный период » Дать характеристику реформам 60-70гг. ХIХ в., показать их противоречивый характер

Дать характеристику реформам 60-70гг. ХIХ в., показать их противоречивый характер
Страница 3

Имея поддержку государства и пользуясь отсутствием земельного ограничения в реформе, помещики Российской империи не только захватывали лучшие земли, но и отрезали у крестьян их земли.

Реформа 1861 г. сохраняла крестьянскую общину, которая превращалась в самую низшую административную единицу. Ее функциями было местное самоуправление, обеспечение своевременной уплаты крестьянами платежей и налогов и выполнения ими повинностей. Характерной особенностью украинских земель была незначительная распространенность крестьянских общин. Так, если в России общиной жили свыше 95% крестьян, то на Левобережной Украине - 30%, а на Правобережной - лишь 20%. Такое преобладание индивидуальных хозяйств обусловило в перспективе большую склонность украинских крестьян к частной собственности, чем у крестьян российских. [6, с.252]

После реформы 1861 г. возникла потребность приспособить самодержавие к новым условиям социально-экономического развития. В частности, была необходима местная администрация. Царское правительство 1864 г. провело земскую реформу, суть которой свелась к тому, что правительство позволило общинам избирать на уездном и губернском уровнях своих представителей для надзора за образованием, здравоохранением, содержанием путей, сбором статистических данных и тому подобное. Для финансирования этих служб местным комитетам или земствам предоставлялось право облагать крестьян и население в целом налогами, поскольку правительство средств не имело. По царскому положению на территории Левобережной и Южной Украины было создано 6 губернских и свыше 60 уездных земских управ. На Правобережье эти учреждения появились в 1911 г. Дворяне в Украине составляли свыше 75% всех членов земства, крестьяне - приблизительно 10%. Земства были лояльными и чувствительными к культурным проблемам украинцев, что способствовало возрождению культуры.

Требовала совершенствования и система судопроизводства. Судебная реформа 1864 г. вместо закрытого сословного суда ввела неподчиненный царской администрации публичный суд. Судопроизводство происходило с участием представителей обвинения и защиты, вершилось избранными населением присяжными заседателями и судьей. Для решения мелких дел было создан институт мировых судей, которые избирались на трехлетний срок собраниями земских гласных или назначались правительством. Фактически это делало невозможным вмешательство царских чиновников. Появилась новая группа специалистов - адвокаты.

Реформа образования открыла для более низших слоев населения более широкий доступ к обучению. В 1864 г. была введена единая система начальных школ, созданы классические и реальные мужские и женские гимназии, где за плату могла учиться молодежь всех сословий. Эта реформа усовершенствовала и программу обучения, предоставив университетам большие автономии.

Согласно военной реформы 1864 г. территорию государства разделили на 10 военных округов, три из них - Одесский, Киевский и Харьковский - были в Украине. Готовили необходимые кадры военные гимназии и училища. В 1874 г. были введены изменения к правилам военной службы, по которым военная повинность распространялась на все слои населения. Длительность службы сокращалась с 25 до 6 лет, вводились правила освобождения от военной службы.

Невзирая на то, что реформа по отмене крепостничества была проведена в интересах дворянства, она дала крепостным личную свободу, содействовала развитию земской системы местного самоуправления, а особенно - закладке основ капиталистического строя. [7, с.217]

Таким образом, реформы 60-70-х годов пытались приспособить существующий общественно-политический уклад страны к потребностям капиталистического хозяйства. Соответственно вводились некоторые элементы буржуазной государственности: выборные представительские учреждения местного административного управления (земские и городские органы самоуправления), выборные органы суда (мировые судьи), более гибкие буржуазные формы финансового контроля и цензуры, принципы всеобщности в комплектовании армии и деятельности органов народного образования и тому подобное. Однако реформы были ограниченными, непоследовательными и незавершенными. Если в Австрийской империи (с 1867 г. Австро-венгерской) буржуазные реформы действовали уже в 1848 г. (опубликована конституция, сзываемый парламент), то в России из-за ряда причин (отдаленность от основных центров европейской жизни, традиционно высокий авторитет монархии, крепкий административно-репрессивный аппарат, сила консервативного лагеря, слабость и неорганизованность оппозиционных сил и тому подобное) реформы остались незавершенными. Проведя земскую, судебную, военную, финансовую, образовательную и другие реформы, тем самым заложив основы гражданского общества, российский царизм не сделал последнего шага - не создал соответствующей новым реалиям политической надстройки - не провозгласил конституции и не созвал парламент. Именно поэтому модернизация в России не имела системного характера, что существенно осложняло переход общества к более прогрессивному, по сравнению с феодализмом, капиталистическому способу производства. Кроме того, российский вариант догоняющей модернизации имел серьезные противоречия:

Страницы: 1 2 3 4

Боевые действия
Перед тем, как рассмотреть ход войны необходимо остановиться на её временных рамках. Считается, что начало войны 27 декабря 1979 года – окончание 15 февраля 1989 года. Но первые советские подразделения были введены в Афганистан в июле 1979 года – 5 июля отряд спецназа КГБ «Зенит», 7 июля батальон из состава 345-го гвардейского отдельног ...

Политика правительства в отношении Сибири: ее эволюция
К началу XVII в. правительство России мало что знало о Сибири. Известно, что еще в 1628 г., в царствование Михаила Федоровича. «Из Сибири Тарские воеводы Юрий Шаховский и Михаил Кайсаров, направили в Москву царю Михаилу челобитную с просьбой о позволении возведения острога на реке Иртыш в устье реки Оми».34 Эти сведения приводит в своей ...

Особенности развития российского капитализма
Российская промышленность полностью находилась под контролем государства и развивалась в зависимости от стратегических задач правительства. С помощью государственных средств регулировался курс ценных бумаг, наиболее перспективным предприятиям предоставлялись субсидии, им гарантировались казённые заказы, определённая прибыль, рынки сбыта ...