История » Великая французская революция конца XVIII в. » Конституционно-политическое развитие Франции в 1789-1792 гг.. Принятие «Декларации прав человека и гражданина», ее содержание и историческое значение

Конституционно-политическое развитие Франции в 1789-1792 гг.. Принятие «Декларации прав человека и гражданина», ее содержание и историческое значение
Страница 1

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 г. - один из выдающихся документов Французской буржуазной революции XVIII в. Вошла в качестве введения в конституцию 1791 г. Декларация была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. Явилась программой революции, ее идеологическим обоснованием. В ней провозглашались демократические и гуманистические принципы государственно-правового строя. В условиях господства в большинстве стран мира феодального средневекового гнета и даже рабства Декларация звучала как революционный вызов старому миру, его категорическое отрицание. Произвела огромное впечатление на современников, сыграв исключительную роль в борьбе против феодализма и его идеологии. Авторы Декларации (Лафайет, Сийес, Мирабо, Мунье и др.) в качестве примера для создаваемого документа имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776г., а также декларации французских Генеральных штатов, особенно 1484 г. В идейно-теоретическом плане они стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума.,- Демократическая и гуманистическая направленность Декларации во многом определялась атмосферой подъема и ликования, вызванной падением абсолютизма. Декларация открывалась заявлением, имевшим историческое значение:"Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В духе идей Просвещения в качестве "естественных и неотъемлемых прав человека" назывались: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Свобода определялась Декларацией как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Осуществление свободы, как и других "естественных" прав человека, встречает "лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом". Декларация выделяла свободу личности, свободу слова и печати, свободу вероисповедания. Отсутствие в Декларации свободы собраний и союзов определялось враждебностью законодателей к массовым выступлениям и общенародным организациям и объяснялось доминировавшим в теории естественного права отрицательным отношением ко всякого рода союзам. По мнению Руссо, союзы ограничивают личную свободу, искажают оформление общей воли народа. Опасались также возможности возрождения цехов, сковавших в прошлом развитие промышленности и торговли. Принципиальное значение имело объявление в Декларации собственности правом "неприкосновенным и священным".Во имя обеспечения безопасности личности декларировался ряд прогрессивных принципов, относящихся к уголовному праву и процессу: никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, установленных законом, т.е. нет преступления без указания о том в законе; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления, т.е. закон не имеет обратной силы; каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Обеспечение провозглашенных "прав человека" Декларация возлагала на государство ("государственный союз"). В этом она следовала одной из основных идей теории естественного права, которая видела в государстве, возникшем в силу "общественного договора", инструмент защиты "неотъемлемых прав человека". Верховная власть в государстве объявлялась принадлежащей нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника. Соответственно декларировались политические права граждан: их участие лично или через своих представителей в принятии закона, рассматривавшегося как "выражение общей воли", определении размеров и порядка взимания налогов, в контроле за их расходованием,за деятельностью должностных лиц, а также равный доступ к государственным должностям. Выводы Монтескье, полагавшего, что сохранение свобод и прав граждан во многом достигается введением организационно независимых друг от друга и взаимно уравновешивающих властей (законодательной, исполнительной, судебной), нашли свое отражение в Декларации: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции". Во времена революции Декларация звучала как утверждение справедливости, даруемой всем, но абстрактность ее формулировок позволяла наполнить их различным политическим содержанием. Пришедшая к власти буржуазия дала ей свое, по существу, общеобязательное толкование. Вопреки Декларации Учредительное собрание, спустя 3месяца после ее опубликования, приняло декрет о введении имущественных и иных цензов для избирателей. Первая в истории Франции Конституция 1791 г. еще более углубила разрыв между провозглашенными Декларацией демократическими правами и введенным государственно-правовым строем.

Страницы: 1 2

Грюнвальдская битва.
В ряду крупных битв того времени Грюнвальдская выделяется как количеством участвовавших в ней войск, так и необыкновенной удачей результатов: Орден, который еще утром 15 июля 1410 года был одним из могущественных государств Европы, к вечеру стал почти ничем, и ему угрожало исчезновение с политической карты. Хоть впоследствии Ордену уда ...

История канализации Москвы
Доставить воду к вашему столу – это еще полдела. Но представьте себе, что все, что сливается из вашей квартиры – жир с ваших тарелок, грязь с ваших руки и, извините, отходы вашего пищеварения – попадало бы обратно в реку, то есть туда же, откуда она попадает в ваши чайники и кастрюли? Не напрягайте воображение – после этого вам, возможн ...

Книга II. Введение
Вторая книга “Московии” гораздо более обширна по объему, чем первая, и состоит из 19 отдельных глав. Если в первом “комментарии” Поссевино в основном освещает вопросы религии и намечает планы идеологического наступления на Россию, то вторая книга посвящена описанию самой Московии, ее внешней и внутренней политики, городов, крепостей, о ...