История » Великая французская революция конца XVIII в. » Разработка и принятие Конституции 1791г.

Разработка и принятие Конституции 1791г.
Страница 1

Конституция 1791 г. При самом создании генеральных штатов в 1789 г. и со стороны привилегированных классов, и со стороны буржуазии одинаково раздавались голоса за ограничение королевской власти. 9 июля национальное собрание, принявшее название учредительного, приступило к рассмотрению вопросов относительно будущей К. и слушало мемуары Мунье об ее основах. Несмотря на то, что большинство членов было на стороне конституционной монархии, выработанная собранием К. лишь по форме была монархической, по существу же — республиканской: тогдашние политические теории (Руссо и Мабли), недоверие к королевской власти, неуверенность в окончательном падении абсолютизма заставляли учредительное собрание всячески урезать королевские права. Большое влияние в этом смысле имело также бегство короля, побудив собрание внести в К. статьи, в силу которых король в некоторых случаях должен был считаться отказавшимся от престола. 3 сент. 1791 г. конституционный акт был предложен королю, который, после долгих колебаний и совещаний, 14 сент., дал присягу в верности нации и закону. Во главе этой К. стояла "декларация прав человека и гражданина" (см.). Верховная власть, "единая, нераздельная, неотчуждаемая и неотъемлемая", принадлежит нации: все власти делегируются нацией; представители ее — законодательное собрание (le corps législatif) и король. Граждане — вопреки "декларации", признавшей общее равенство в правах — делились на активных и пассивных: активными могли быть только те природные и натурализованные французы, которые достигли 25-летнего возраста, имели оседлость в городе или кантоне в течение известного времени, платили прямой налог в сумме не менее трехдневной заработной платы, ни у кого не состояли в услужении и принесли гражданскую присягу. Беднейшая часть нации лишалась, таким образом, политических прав. Активные граждане, на своих "первичных" собраниях, избирали, кроме муниципальных властей, "выборщиков", уже с большим имущественным цензом; в каждом департаменте выборщики образовали избирательное собрание, которое, кроме департаментской администрации, избирало представителей в законодательное собрание из среды всех активных граждан. Члены собрания избирались на два года и считались представителями не отдельного департамента, а целой нации. Законодательный корпус обновлялся на основании закона, без созыва королем; он предлагал и декретировал законы, заведовал финансами, национальными имуществами, сухопутными и морскими силами; ему же принадлежало, совместно с королем, право войны и мира. В руках короля находилась исполнительная власть, которой, однако, он мог пользоваться только через ответственных министров; последними не могли быть члены собрания, что уничтожало единственное связующее звено между королевской властью и народным представительством. Король не мог распускать законодательное собрание, не имел законодательной инициативы и имел право лишь приостанавливающего "veto" (см.). Личность его объявлялась священной и неприкосновенной. Он должен был считаться отказавшимся от престола в трех случаях: если не присягнет К. или возьмет назад данную присягу; если станет во главе армии против нации или формальным актом не воспротивится восстанию, задуманному во имя короля; если, удалившись из королевства, не вернется в назначенный срок, по приглашению законодательного корпуса. Ни король, ни министры не участвовали в замещении административных должностей и не могли смещать чиновников: вся администрация была построена на начале народного избрания в первичных и департаментских собраниях, причем в ведении местных выборных властей находились и общегосударственные дела. Хотя учредительное собрание и указало способ пересмотра К., определив, что она должна оставаться неизменной в течение, по крайней мере, десяти лет, однако К. 1791 г. просуществовала лишь менее года. Причины этого лежали в ней самой. Во-первых, разделяя граждан на активных и пассивных, она противоречила декларации прав, объявлявшей равенство всех граждан, а в вопросе о пересмотре связывала национальную волю. Вторым внутренним противоречием было несоответствие ее монархической формы с республиканским содержанием. Наконец, сделав местные выборные власти почти независимыми, она тем самым разрушала почти всякую возможность управления Францией законной центральной властью (см. Законодательное собрание). Главные принципы К. 1791 г. — индивидуальная свобода, в смысле личной неприкосновенности и независимого проявления личности в области веры, мысли, слова, и свобода политическая, в смысле народного участия через представителей в законодательстве и управлении — легли, однако, в основу последующих французских К., до ныне действующей включительно.

Страницы: 1 2

Каким образом Россия участвовала в разделах Польши
В 18 в. Речь Посполитая переживала экономический и политический упадок. Ее раздирала борьба партий, которой способствовал устаревший государственный строй: выборность и ограниченность королевской власти, право liberum veto, когда любой член сейма (высшего представительного органа управления) мог заблокировать принятие решения, поддержан ...

Периодизация Великой французской революции
Франция была одним из самых сильных и развитых государств в Европе. Но к концу 1770 года французское правительство было неспособно управлять страной. Получаемые от народа деньги быстро растрачивались на прихоти знати. В мае 1789 года Людовик XVI (1754-1793), который пришел к власти во Франции в 1770 году, призвал на совет своих министр ...

Территориальное деление
Для создания местных органов управления вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с очертаниями прежних царств и княжеств. А во главе их стояли «цзюньшоу» (губернаторы). Области делились на уезды - «сянь» во главе с «сяньлинами», а уезды - на волости («сян») и более мелкие единицы -«тины». В каждом « ...