Цели строительства Омских крепостейСтраница 1
Русские люди еще в XIII в. ходили за « Камень » (так называли Уральские горы), пытаясь освоить новые неизведанные земли.5 Однако, об этом периоде истории освоения Сибири, нам практически ничего неизвестно. Следующие сведения по освоению Сибири относятся к началу XVII в. Так в работе Л.А.Гольденберга « С. У. Ремезов – сибирский картограф и географ » говорится о том, что еще в начале XVII в. казаки – землепроходцы ходили из Тары « проведывать новые землицы » выше устья Оми к Ямышевским озерам, снабжавшим солью города и села Западной Сибири.6 Из этого следует, что в начале XVII в. уже существовали русские поселения в Сибири и их было немало. Более того, встает вопрос о строительстве крепости для охраны местного русского населения, о чем Сибирские люди обращались с просьбой к царю Михаилу Федоровичу. В 1628г. воеводы города Тары послали в Москву казачьего голову Назара Жадовского и казаков Бессонко и Учужникова с челобитной, в которой просили разрешения построить острог вверх по Иртышу у устья р. Оми.
«… Место хорошее и лесу де близко много, - писали тарские воеводы – и только на омском устье острог поставить и из этого острога оберегать наши ясачные волости и ясачных людей можно». Далее Гольденберг приводит сведения о том, что Михаил Федорович подписал указ тобольским воеводам « … Да будет,
по вашему сыску и по тамошнему высмотру, на омском устье острог поставити можно, и вы б из Тобольска велели послати сына боярского добра, кому б тот острог устроити и крепостьми укрепить, и служилых людей велели с ними послати того острогу ставити».7 Как мы видим из приведенных фактов, устье Оми указывается четко для строительства крепости. И действительно, в сборнике материалов и документов по истории Омска Е.Н.Евсеева мы находим челобитную тарских воевод Ю.Шаховского и М.Кайсарова царю Михаилу Федоровичу о необходимости устройства острога в устье реки Оми для защиты Тарских волостей от набегов калмыков от 7 апреля 1628 г. В этой челобитной мы читаем: « И колмацкие, государь, люди твоего государева указу не слушают; и вперед,государь, для твоих государевых непослушников, колмацких людей, без острожку вверх по Иртышу быти не мочно. А только, государь, укажешь вверх по Иртышу на Омском устье поставити острог, и Тарской, государь, городи волостные места и ясачных людей зверовые промыслы и рыбные ловли от того острогу будут назади, а твои государевы верхние ясачные волости будут от того острогу невдалеке и из того, государь, острогу твоим государевым служилым людем будет оберегать ясачных людей мочно».8
Правда, авторы этой челобитной не те, которые указаны в работе Л.А.Гольденберга, но важно не это. Для нас важно, что они просят построить острог в устье реки Оми еще в начале XVII века. Кроме того, из текста челобитной становится понятно, что к указанному периоду русских поселений на территории Западной Сибири было уже достаточно много, т.е. русские очень активно колонизировали этот край, а правительство извлекало из этого процесса все возможные выгоды.
Очевидно, поэтому правительство не оставило челобитную без внимания. И 31 августа 1628 года Михаил Федорович издал указ «царя Михаила Федоровича тобольским воеводам А.Трубецкому и И.Волынскому о необходимости острога в устье реки Оми». В этом указе государь четко пишет, что «… от Тарского города вверх по Иртышу на устье реки Оми острог поставити мочно, место хорошо и угоже, и лесу де близко много; и толко де на Омском устье острог поставити, и из того де острогу оберегати наши ясачные волости ясачных людей мочно, и перевоз через Иртыш на Омском устье у колмацких людей отнятии мочно, и ясачным людем будет береженье великое от колмацких людей; и надобеть де служилых людей в тот острог человек с двести и болши».9 Как видим, слова челобитной, приведенные Л.А.Гольденбергом взяты из указа царя Михаила Федоровича. Очевидно, что приведенной Л.А.Гольденбергом челобитной вообще не существовало. Вероятно, исследователь знал о существовании такого документа, но самого источника не нашел и поэтому прибег к некоторой фальсификации. Но утверждать с уверенностью мы этого не можем. Однако считаем, что челобитных на самом деле было много.
Анализируя текст указа Михаила Федоровича, мы можем предположить, что государь рассматривал челобитную тарских воевод в Боярской думе. Это неудивительно, если учесть всегдашний интерес Москвы к расширению границ на Востоке. Более того, о том, что Сибирь – край богатейший в природном отношении, к началу XVII века было уже очень хорошо известно.
С XIII-го по XVII-й века русское население постоянно осваивало сибирские территории и уже основало много поселений в Западной Сибири. Кроме того уже были построены и города: Тара, Тобольск и другие. Отсюда не случайна указанная выше челобитная. Видимо, получив добро от Боярской думы, Михаил Федорович издает указ о строительстве острога в устье реки Оми. Однако по каким-то причинам острог построен не был. Возможно, главной было отсутствие в Сибири военных инженеров-фартификаторов. А крепость – сооружение военное и требует специалиста, а их-то не только в Сибири, но и в Москве в то время не было. Именно поэтому позднее с Бухольцем в Сибирь был отправлен пленный военный инженер Каландер, а всех остальных мастеровых людей он должен был набрать на месте. Под мастеровыми людьми, видимо, понимались плотники, строители и другие рабочие профессии.
Революция Мэйдзи
Советская историография, тщательно и объективно исследовав вопрос о характере и значении Мэйдзи, о предпосылках и классовой сущности этих событий, рассматривает их как незавершённую буржуазную революцию. Советские историографы писали: "Мэйдзи отличается определённым историческим своеобразием. В отличие от английской буржуазной рево ...
Лжедмитрий II
Самозванец неизвестного происхождения. Его называли Тушинским вором. С 1607 года выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608—1609 годах создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит.
Объявившийся в Стародубе ...
Вопрос о снятии анафемы
22 февраля 2008 года в Москве Президенту Украины В. А. Ющенко, который среди прочего поинтересовался, действительно ли в 1918 году была снята анафема с гетмана Мазепы, спекуляции о чём циркулировали в украинских СМИ, было разъяснено при личной встрече Патриархом Алексием ІІ: «В 1918 году патриарху Тихону действительно поступало обращени ...