Научно-преподавательская деятельностьСтраница 3
Бесплатно обучал детей в Петровском Заводе и на свои деньги выписывал для них учебники из Петербурга виднейший член Общества Соединенных славян И. И. Горбачевский. Так же поступали братья Кюхельбекеры в Баргузине, Бестужевы К.П. Торсон в Селенгинске, И.Д. Якушкин в Ялуторовске, Д.И. Завалишин в Чите, В.Ф. Раевский в Олонках и другие декабристы.
Один из пионеров применения в России системы взаимного обучения В.Ф. Раевский, проживший в с. Олонки с 1828 г. до конца своих дней, на свои скромные средства нанял помещение и учителя и стал разъяснять крестьянам пользу просвещения. Однако успех к «первому декабристу», как пишет Б. Г. Кубалов, пришел не сразу, поскольку власти внушали населению, что от грамоты происходит «помрачение ума». Однако вскоре школу стали посещать не только дети, но и взрослые, что по тем временам было «очень удивительно».[72] Широко развернул просветительскую деятельность с выходом на поселение Д. И. Завалишин — бывший преподаватель Кадетского корпуса (1821—1823 гг.). Его общественной активности в значительной мере обязано Забайкалье открытием ряда сельских приходских училищ, возобновлением работы в Чите казачьей и солдатской школ, закрытых из-за недостатка учебников; декабрист за свой счет снабдил их учебными пособиями и работал в них учителем. Д.И. Завалишин открыл в Чите школу для мальчиков и девочек «всякого звания и положения», в которой обучал детей грамматике, арифметике, истории, географии, ремеслам. В 60-х годах XIX в. Д.И. Завалишин выступил со статьями по вопросам воспитания в московском журнале «Современная летопись», опираясь в них наряду с другими материалами на педагогический опыт декабристов в Сибири.
Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учеников. По словам Д.И. Завалишина, декабристы на поселении «обязаны были примером доказать свое уважение к тру
ду и изучать ремесла не для того только, чтобы иметь себе обеспечение на случай превратностей судьбы, но еще более для того, чтобы возвысить в глазах народа значение труда и, облагородив его, доказать, что он не только легко совмещается с высшим образованием, но что еще одно в другой может находить поддержку подчерпать силу».[73]
Братья Бестужевы еще при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского Завода были инициаторами трудового обучения детей. Выйдя на поселение, они много сделали в этом направлении в открытой ими вместе с К.П. Торсодом школе для русских бурят в г. Селенгинске.
Ялуторовская колония декабристов в лице М. И. Муравьева-Апостола, И.И. Пущина, П.В. Басаргина, И.Д. Якушкина, В.К. Тизенгаузена, Е.П. Оболенского, А.В. Ептальцева оставила глубокий след в культурной жизни Западной Сибири, в том числе в развитии просвещения. Душой, организатором и руководителем мужской и женской школ, открытых декабристами в Ялуторовске, был И.Д. Якушкин. Педагогическая деятельность всегда привлекала его. Еще до восстания 1825 г. И. Д. Якушкин учил крестьянских мальчиков в своем смоленском имении Жуково, так как просвещение, по его мнению, помимо улучшения материального благосостояния, ведет к осмыслению человеком самого себя, развитию способностей к мышлению, осознанию своего положения в обществе, а тем самым к подрыву устоев крепостничества. И.Д. Якушкин, как и другие декабристы, значительно расширил свое образование в «каторжной академии».
Выйдя из Петровского каземата и поселившись в 1836 г. в Ялуторовске Тобольской губернии, он уделял много внимания самообразованию, особенно в области естественных наук, и искал случая приступить к реализации своих педагогических идей и просветительских планов, вытекавших как из программных задач декабризма, так и из его личных наклонностей. Вскоре И.Д. Якушкину представилась возможность обойти запрет на занятие педагогической деятельностью. В Ялуторовск был переведен молодой протоиерей С.Я. Знаменский, знакомый тобольских декабристов, достаточно образованный для своего времени и прогрессивно настроенный человек. С.Я. Знаменский поддержал идею И. Д. Якушкина об организации школы.
Опираясь на синодские указы 1836—1837 гг. об открытии церковно-приходских училищ и ходатайство тобольских декабристов перед архиереем и губернатором, он в октябре 1841 г. получил разрешение на открытие школы. Новое училище должно было «приготовлять детей священников и церковнослужителей, проживающих в городе и окрестностях, к поступлению в семинарию гражданственности, а не пресловутой уваровской триады «самодержавия, православия и народности».[74] В 1842 году училище было открыто в доме, пожертвованном местным купцом Мясниковым. «Отсутствие телесного наказания, легкость и занимательность ланкастерских приемов обучения привлекали детей в школу, и к концу года в ней было уже 44 человека», а «к маю 1846 г. число это выросло до 200». Формально учителем в училище числился дьячок Е.Ф. Седачев, хотя занятия вел сам И.Д. Якушкин. В школе преподавались русский и церковнославянский языки, география, гражданская и священная история, чистописание и не упоминаемые в отчетах зоология, ботаника, греческая и латинская грамматики. Декабристы намеревались также составить и ввести в курс обучения свод законов, касающийся крестьян. И хотя это намерение осталось в проекте, показательна сама идея.[75]
борьба русьОсвободительная
борьба русского народа. Куликовская битва и ее
историческое значение
Большая часть Руси была опустошена и обессилена Батыевым погромом. Но мужественное сопротивление, которое оказывали северо-восточные земли, привело к тому, что кочевники не смогли разгромить большие города. В 1262 году жители многих городов выгнали ордынских ставленников "бессерменов".
По всему было видно, что приближается ре ...
Экономические и социальные условия подготовки и принятия
Конституции СССР 1924 г.. Предпосылки и образование
суверенности СССР
Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. Первый (октябрь 1917г. - середина 1918г.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализаци ...
Процесс Веры Засулич.
Летом 1877 г. петербургский градоначальник Ф. Ф. Трепов во время посещения тюрьмы приказал высечь заключенного Боголюбова, участника демонстрации перед Казанским собором. 24 января 1878 г. народница Вера Засулич явилась к Трепову на прием и выстрелила в него из револьвера. Трепов был тяжело ранен, но остался жив. Засулич не принадлежа ...
