История » Просветительская деятельность декабристов Сибири » Научно-преподавательская деятельность

Научно-преподавательская деятельность
Страница 4

Обширная программа усваивалась детьми сравнительно легко благодаря сочетанию классно-урочной системы и системы взаимного обучения. Классные комнаты были высокие и светлые, с большими окнами. Парты длинные, на несколько человек каждая. Возле одной стены кафедра, а возле других - полукруги из железа, стоящие на одной ножке и пристегнутые крючками к петлям, вбитым в стену. «В середину такого круга, - писала в своих воспоминаниях ученица Якушкина, Ольга Балакшина, - становится один из учеников, уже прошедший и усвоивший этот круг, по назначению Якушкина, а кругом, сложив руки назад, становилось несколько человек, которым еще надо было этот круг пройти. На стену вешались таблицы, и стоящий в кругу ученик показывал указкой ту или другую букву, цифру и т. д., а стоящие вокруг по очереди отвечали. Наиболее успевающие становились к одному концу, а плохо знающие - к другому. И с конца, где стояли уже усвоившие этот круг, ученики переводились Якушкиным к следующему кругу, а на их место подвигались другие»[76]. Ребята, хорошо усвоившие содержание таблиц, садились за парты.

Сидящие впереди писали палочками по песку, насыпанному в особые ящики; в средних рядах - грифелями по аспидным доскам, в последних - чернилами. Классной доски не было, а все, что требовалось, было написано на развешанных по стенам таблицах. Были таблицы по русской, латинской и греческой грамматике, по русской истории, по арифметике и геометрии. Но природу изучали ребята не по таблицам, а на живых растениях: «Весной, летом и осенью после занятий обычно шли в поле, - вспоминает Ольга Балакшина, - и Якушкин показывал на примере жизнь природы, так как он был хороший ботаник».[77] Применение комплексного метода обеспечивало И. Д. Якушкину относительную свободу действий и давало возможность творчески подходить к проведению бесед, экскурсий к обучению ремеслам. В школе учились дети различных сословий и национальностей. И. Д. Якушкин строго следил за тем, чтобы между ними были дружеские взаимоотношения. Вместе с горожанами обучалось много «крестьянских сирот из разных деревень, даже других уездов». Содержались они, по всей вероятности, за счет декабристов. И. Д. Якушкин был решительным противником физических наказаний и целиком опирался на личный пример и авторитет учителя. Не случайно дети любили его школу, а родители охотно отдавали их в обучение. За 14 лет (1842—1856) в школе для мальчиков обучалось 1600 чел., 531 из которых окончили полный ее курс. С 1843 г. школа И. Д. Якушкина официально именовалась Сретенским духовным училищем и доступ в нее был открыт для всех сословий. Довольно обширная программа, усваиваемая учащимися в течение четырех лет, давала намного больше знаний, чем программа уездных училищ, не говоря уже о приходских. Директор Тобольских училищ Е. М. Кочурин, посетивший школу в 1842 г., нашел ее образцовой не только в своей дирекции, но и во всей Сибири и «просил смотрителей устраивать по ее образцу приготовительные классы».[78] Практически школа И.Д. Якушкина стала своего рода учительской семинарией, в которой учителя и смотрители уездных училищ Западной Сибири приобретали опыт ведения занятий по методу взаимного обучения.

Датой основания первого в Сибири женского училища считается 1 июля 1846 года, но располагалось оно изначально в доме ялуторовчанки Федоры Григорьевны Гнилышевой. Она же взялась за отдельную плату сторожить и следить за порядком. Кроме того, в течение шести месяцев девочки занимались в доме купца Снегирева, помещение для занятий предоставил им совершенно бесплатно купец Николай Яковлевич Балакшин. В изготовлении учебных таблиц, необходимых при использовании ланкастерского метода преподавания, И.Д.Якушкину помогал ялуторовчанин Семен Кожевников, а для рукодельного класса наняли отдельную квартиру у Настасьи Яковлевны Раунских. Договорились с умелой ялуторовской кружевницей Екатериной Васильевной Андрюковой о том, что она за 18 рублей будет обучать девочек рукодельному искусству. Руководила рукодельным классом Фелицата Ефимовна Выкрестюк, тоже ялуторовчанка. Сохранилось письмо основателя школы И.Д.Якушкина к жене ялуторовского купца А.В. Мясниковой: «В воскресенье 2 декабря я освятил училище, обязанное вам своим существованием, мне приятно передать общую нашу сердечную благодарность за добро, теперь 60 учениц обучаются в светлом удобном доме». Действительно, к 1850 году обучалось в школе шестьдесят учениц, а всего же образование в женском училище за 10 лет его существования получили 192 девочки. Список первых учениц первого в Сибири женского училища известен из рапорта С.Я. Знаменского: «1 июля училище было открыто, а с 2-го числа начато обучение; учениц по 11 число поступило 13, коих именной список Вашему высокопреосвященству представил»[79]. В 1851 году двенадцать ялуторовских учениц были аттестованы как самые лучшие. Девочки показали замечательные знания по закону Божьему, русской грамматике, арифметике, всеобщей географии, краткой русской истории. Каждая из них была признана способной обучать по этим предметам других девиц.[80] Этот факт подтверждает письмо И.Д.Якушкина к сыну Евгению: «Всем училищем теперь заведывают осьмнадцатилетние девицы, которые поступили к нам три года тому назад, не знавши ни читать, ни писать .»[81] За 10 лет (1846-1856) в Ялуторовскую женскую школу было принято 240 девочек, 192 из них прошли полный курс обучения. Ялуторовская женская школа была первой всесословной среди женских школ не только Сибири, но и всей России. Вслед за Ялуторовском при содействии И.Д. Якушкина в 1852 г. была открыта женская школа в Тобольске «для детей низших сословий на капитал, пожертвованный здешним купечеством и мещанским обществом и благотворителями из других сословий»[82]. В 1853 г. в ней обучалось 92 девочки. Большую роль в создании женской школы в Тобольске сыграл декабрист П. Н. Свистунов, который вплоть до своего отъезда в Европейскую Россию безвозмездно выполнял роль ее казначея, составлял отчетность и всю текущую документацию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Б.Н. Чичерин о положении и перспективах дворянства и крестьянства в пореформенной России
Б.Н. Чичерин всегда выступал последовательным защитником прав и привилегий дворянства. Разъясняя свою позицию, Чичерин писал: «Если нас спросят: нужно ли дворянство в идеальном государстве, или, пожалуй, во Франции или в Северной Америке? То мы ответим: нет. Но если спросят: полезно ли сохранить дворянство в настоящее время в России? М ...

Особенности высшего государственного аппарата в период правления Брежнева Л.И.. Кадровые игры в государственном аппарате в период правления Брежнева
Леонид Ильич отправил из столицы тех, кого выдвинул Хрущев, и собрал тех, кого Никита Сергеевич разогнал. Вместо Титова в декабре 1965 года секретарем ЦК стад новый заведующий отделом организационно-партийной работы Иван Васильевич Капитонов. Это был ключевой отдел в аппарате ЦК. Отдел орг-партработы ведал партийными кадрами. Но и отрас ...

Лжедмитрий III
Весной 1611 года в Ивангороде появился еще одни человек, называвший себя царем Дмитрием. Из Москвы он сначала перебрался в Новгород, где на рынке попытался выдать себя за царевича, но был опознан и с позором изгнан. Из Новгорода он убежал в Ивангород и там 23 марта объявил, что он – спасенный Дмитрий. Лжедмитрий III вступил в переговоры ...