Юстиция
Страница 1

♦ Право

Каждый человек подчиняется закону ислама, шариату. Этим термином, буквально означающим «надлежащий путь», объединяются исламские предписания и запреты относительно жизни человека в обществе, а также принципы уголовного, гражданского и торгового права. Коран не может дать ответа на все вопросы, поэтому толкованием шариата занимаются законоведческие школы. В Османской империи, которая причисляет себя кханефитской школе, только верховные судьи (муфтии) имели право толковать шариат. Даже султан, который сам назначал их и, правда, смещал в случае необходимости, не мог их подменять. Напротив, при принятии важных решений он спрашивал их одобрения в форме юридических консультаций (фетва).

Зато мусульманское право, именно ханефитского толка, которого придерживаются турки, признает за монархом право законодательной инициативы; что позволяет ему издавать светские законы (канун). Османские султаны, таким образом, выпускают тексты законов и даже, что исключительно в исламе, своды законов. Так, Сулейман Великолепный останется в истории как Сулейман Кануни, «Сулейман Законодатель». Монарх будет часто ссылаться в своих постановлениях на складывающиеся правовые обычаи и на древнее право завоеванных народов (адет-и кадим). Это диктуется и желанием избежать волнений среди завоеванного населения, так и экономическими соображениями. Неудивительно поэтому, что в султанских сводах законов встречаются элементы законодательства, имеющего римские, византийские, славянские, германские и мамлюкские корни. Однако эти светские правовые нормы могут лишь стремиться помочь установлениям шариата в области гражданского, административного, финансового и уголовного права: они не должны ни вторгаться в эти эксклюзивные области, ни противоречить им.

♦ Правосудие

В Османской империи правосудие осуществлялось кади, или судьями. Они принадлежали к категории улемов, «людей веры», как учителя теологических школ, исламские юрисконсульты (муфтии), обосновавшиеся в крупных городах, или проповедники. Главным в их иерархии являлся кадиаскер Анатолии и кадиаскер Румелии, а также муфтий Стамбула, называемый еще шейх уль-ислам.

Судей готовили по различным исламским дисциплинам — религия и право объединены в один предмет — в религиозно-правовых школах, медресе. Эти школы и должности кади, к которым они открывают путь, подлежали строгой классификации. Претендовать на высокооплачиваемые места в больших городах (Эдирне, Бурса, Дамаск, Каир, Мекка и Стамбул) могли только выпускники самых престижных медресе, а именно стамбульских.

Кади распределялись по различным округам Османской империи, коза или кадилик, и заседали в судах (махкеме), количество которых зависило от количества проживающего населения. Например, в Бурсе в XVII в. их было семь. Эти суды обычно размещались в легко доступных местах; суды, разбирающие торговые тяжбы, часто находились на базарах или вблизи них, а то и на территории главной городской мечети.

Судьи имели власть от султана и были подотчетны только ему (он мог отозвать их в любой момент). Вначале судьи получали бессрочные полномочия, но в 1598 г. они ограничены тремя годами, затем —двумя, позднее — 20 месяцами. К концу XVIII в. срок полномочий судей составлял 18 месяцев. Отозванные судьи не имели права удостоверить ни один документ.

Судьи обладали исключительными полномочиями в своей области. Между тем они должны были передавать государству рассмотрение дел, касающихся военного сословия (аскер) — это входит в компетенцию аскери кассам, -а также интересов государства и общественной безопасности. Кроме того, они не отвечали за вакф, или благотворительные заведения. Решение кади в принципе не подлежало обжалованию, поскольку апелляция не предусмотрена правовой системой Османской империи. Между тем каждый считающий себя жертвой несправедливости, мог обратиться с жалобой к султану или его Совету либо направить петицию (арз-и хал). Впрочем, иногда судьи выступали адвокатами своих подопечных, имея противной стороной Порту, т.е. правительство. В этих случаях имперский Совет, который хоть и не имеет права отменить судебное решение, может приказать открыть новый процесс с тем же кади, или передать дело ближайшему суду, либо повторно направить стороны в тот же имперский Совет для нового процесса. В любом случае, правительственным чиновникам формально запрещено вмешиваться в дела судов.

Страницы: 1 2

Иммиграция и эволюция этнического состава США
Для исторического развития Соединенных Штатов Америки характерен постоянный, иногда ослабевающий, иногда интенсивный, но никогда не прекращающийся приток иммигрантов. Здесь представлены народы из самых различных стран и регионов. Наивысший подъем иммиграции приходится на период между 1820 - 1920 гг. - 37 млн человек. Интенсивное развити ...

Первые законодательные акты по иммиграционному вопросу в США
Первый законодательный акт, целенаправленно ограничивающий иммиграцию в страну, был принят в 1875 году: в США было запрещено переселяться людям, ранее совершавшим преступления, и проституткам. В 1882 году был принят позорный закон, запрещавший этническим китайцам переселяться в США. Тем китайцам, которые на тот момент уже проживали в СШ ...

Развитие социальной политики СССР.
В 1960-1962 гг. было завершено упорядочение заработной платы в промышленности, строительстве, на транспорте и на предприятиях связи. В стране была введена единая система ставок и окладов, увязанная по отраслям, прои­зводствам и категориям работающего персонала. К концу 1960 г. все рабочие и служащие перешли на семи- и шестичасовой рабо ...