Юстиция
Страница 1

♦ Право

Каждый человек подчиняется закону ислама, шариату. Этим термином, буквально означающим «надлежащий путь», объединяются исламские предписания и запреты относительно жизни человека в обществе, а также принципы уголовного, гражданского и торгового права. Коран не может дать ответа на все вопросы, поэтому толкованием шариата занимаются законоведческие школы. В Османской империи, которая причисляет себя кханефитской школе, только верховные судьи (муфтии) имели право толковать шариат. Даже султан, который сам назначал их и, правда, смещал в случае необходимости, не мог их подменять. Напротив, при принятии важных решений он спрашивал их одобрения в форме юридических консультаций (фетва).

Зато мусульманское право, именно ханефитского толка, которого придерживаются турки, признает за монархом право законодательной инициативы; что позволяет ему издавать светские законы (канун). Османские султаны, таким образом, выпускают тексты законов и даже, что исключительно в исламе, своды законов. Так, Сулейман Великолепный останется в истории как Сулейман Кануни, «Сулейман Законодатель». Монарх будет часто ссылаться в своих постановлениях на складывающиеся правовые обычаи и на древнее право завоеванных народов (адет-и кадим). Это диктуется и желанием избежать волнений среди завоеванного населения, так и экономическими соображениями. Неудивительно поэтому, что в султанских сводах законов встречаются элементы законодательства, имеющего римские, византийские, славянские, германские и мамлюкские корни. Однако эти светские правовые нормы могут лишь стремиться помочь установлениям шариата в области гражданского, административного, финансового и уголовного права: они не должны ни вторгаться в эти эксклюзивные области, ни противоречить им.

♦ Правосудие

В Османской империи правосудие осуществлялось кади, или судьями. Они принадлежали к категории улемов, «людей веры», как учителя теологических школ, исламские юрисконсульты (муфтии), обосновавшиеся в крупных городах, или проповедники. Главным в их иерархии являлся кадиаскер Анатолии и кадиаскер Румелии, а также муфтий Стамбула, называемый еще шейх уль-ислам.

Судей готовили по различным исламским дисциплинам — религия и право объединены в один предмет — в религиозно-правовых школах, медресе. Эти школы и должности кади, к которым они открывают путь, подлежали строгой классификации. Претендовать на высокооплачиваемые места в больших городах (Эдирне, Бурса, Дамаск, Каир, Мекка и Стамбул) могли только выпускники самых престижных медресе, а именно стамбульских.

Кади распределялись по различным округам Османской империи, коза или кадилик, и заседали в судах (махкеме), количество которых зависило от количества проживающего населения. Например, в Бурсе в XVII в. их было семь. Эти суды обычно размещались в легко доступных местах; суды, разбирающие торговые тяжбы, часто находились на базарах или вблизи них, а то и на территории главной городской мечети.

Судьи имели власть от султана и были подотчетны только ему (он мог отозвать их в любой момент). Вначале судьи получали бессрочные полномочия, но в 1598 г. они ограничены тремя годами, затем —двумя, позднее — 20 месяцами. К концу XVIII в. срок полномочий судей составлял 18 месяцев. Отозванные судьи не имели права удостоверить ни один документ.

Судьи обладали исключительными полномочиями в своей области. Между тем они должны были передавать государству рассмотрение дел, касающихся военного сословия (аскер) — это входит в компетенцию аскери кассам, -а также интересов государства и общественной безопасности. Кроме того, они не отвечали за вакф, или благотворительные заведения. Решение кади в принципе не подлежало обжалованию, поскольку апелляция не предусмотрена правовой системой Османской империи. Между тем каждый считающий себя жертвой несправедливости, мог обратиться с жалобой к султану или его Совету либо направить петицию (арз-и хал). Впрочем, иногда судьи выступали адвокатами своих подопечных, имея противной стороной Порту, т.е. правительство. В этих случаях имперский Совет, который хоть и не имеет права отменить судебное решение, может приказать открыть новый процесс с тем же кади, или передать дело ближайшему суду, либо повторно направить стороны в тот же имперский Совет для нового процесса. В любом случае, правительственным чиновникам формально запрещено вмешиваться в дела судов.

Страницы: 1 2

Проблемы эвакуации жителей
Эвакуации жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение. До германского нападения никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалась минимальной, соседняя же Финляндия не рассматривалась, как серьезный противник, способный самосто ...

Скауты Севера
Первый скаутский отряд появился в Архангельске при мужской гимназии в 1916 году, но вскоре распался. Возрождение отряда произошло в конце следующего года по инициативе ученика реального училища С.Данилова, к которому весной 1918 года присоединились учащиеся Ломоносовской мужской гимназии. Организация стала набирать силу: в декабре 1918 ...

Заключение. Ликвидация Тевтонского ордена.
В Грюнвальдской битве Тевтонский орден потерпел решающее поражение, экспансия ордена была остановлена. Орден хоть и сохранился, но крепко ослаб, и уже не был в состоянии вести агрессивную политику против соседей с прежней настойчивостью и силой. Именно веский вклад белорусов и литовцев в победу над крестоносцами вернул Великому княжес ...