Формирование и характерные черты награного дела в России. Формирование наградного дела в
РоссииСтраница 1
Еще в древности у людей появилась потребность выражать признательность коллектива отдельным его членам за отличия перед ним. Вероятно, древнейшей формой такой благодарности стал обычай у первобытных охотников разрешить самым смелым у удачливым из них носить символы своего охотничьего мастерства – звериные клыки, шкуры, когти, лапы, перья и т.д.
На русской земле также была система награждения отличившихся в бою воинов. Существовали как коллективные, так и индивидуальные награды. Первое упоминание о выдаче особого знака отличия датируется 1000 годом. «В лето 650 прииде Володарь со половцы к Киеву, и изыде нощию во сретение им Александр Попович, и уби Володаря и брата его и иных множество половец изби, а иных в поле прогна. И се слыша Володимер и возрадовался зело, и возложи нань гривну злату»(русская летопись по Никоновскому списку, часть 1-я)1.
В XV веке, при Василии Васильевиче Темном(отце Ивана III) в денежном обращении Руси находилось много иноземной серебряной монеты. Это было разрешено законом. Но хождение золотых денег было категорически запрещено. Золото в виде монет, завозимое из-за границы в качестве товара, скапливалось в государственной казне, в основном как сырье для ювелирных изделий. При необходимости это золото часто использовалось в коммерческих сделках с восточными купцами2.
В это время на Руси уже стали регулярно раздавать золотые монеты за подвиги в ратном деле. Конечно, размер и вес награды зависел не только от ратного подвига, но и от чина и знатности награждаемого. Так, «золотой» в несколько червонцев «с ченью»(подвешенный на цепи для ношения на шее) могли получить только князь и воевода. Воины ниже рангом награждались «золотыми» без цепи и ниже достоинством, а серебряные позолоченные копейки получали стрельцы, пушкари, запальщики и другие солдаты3.
Но следы о награждении можно найти не только в летописях. На Руси существовала система «записи» награжденных. «Разрядная книга» времен Ивана Грозного содержит запись о чествовании участников второго Ливонского похода в 1577 году: «…государь за ту службу Богдана [Бельского] пожаловал золотой португальской да чепь золоту, а Деменши Чермисову золотой угорский, а дворянам государевым по золотой наугородке, а иным по московке золотой, а иным по золоченной…». В зависимости от «степени» «золотые» либо нашивались на одежды, либо носились на цепи4.
С начала награждения носило несколько иной смысл. А именно, оно называлось пожалование, т.е. представляла выдачу каких-либо предметов является формой денежного жалования. Это могли быть не только монеты, но и оружие, шубы и кафтаны, драгоценные вещи и многое другое. Тогда еще не было слова награда, оно укоренилось в русском языке лишь в XVII в. Постепенно получение награды в виде «золотого» становится все более символическим актом, когда материальное содержание предмета оказывается для награжденного неизмеримо меньше морально значения его получения. Н.М. Карамзин приводит наблюдение иностранцев: «чего нельзя ожидать от войска бессмертного, которое, не боясь ни холода, ни голода и ничего, кроме гнева царского, с толокном и сухарями, без обоза и крова, с неодолимым терпением скитается в пустынях Севера, и в коем за славнейшее дело дается только маленькая золотая деньга с изображением св. Георгия, носимая счастливым витязем на рукаве или шапке?»5
Все это время отличившиеся в служении награждались монетами. Хотя порой эти монеты были очень больших размеров и имели атрибуты именных наград, все же это были монеты. Традиция награждения монетами сохранилась и до первых лет царствования Петра I, и он также награждал согласно служебному положению награждаемых.
Изобразительное искусство
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и не ...
Спартанское общество в архаический и классический периоды
Если до Мессенских войн социально-экономическая структура Спарты по всем признакам мало отличалась от других современных ей греческих общин, не изживших ещё полностью первобытно-общинных отношений и господства родовой аристократии, то после окончательного покорения Мессении, когда численность подвластного Спарте населения в несколько ра ...
Матросов Александр Матвеевич
С легендой о Александре Матросове я познакомился еще в детском садике. Тогда я выучил стихотворение "Подвиг Александра Матросова" и читал его с большим выражением на каждом детском утреннике и имел большой успех. Таким образом, память об этом подвиге осталась у меня на всю жизнь. Но все мы взрослеем и проходим жизненные универ ...
