Ельцин и демократия
Страница 1

Особо мифологизированным является вопрос о роли Ельцина в создании российской «демократии». Достаточно упомянуть лишь о том, что «отцом российской демократии» назвал Ельцина Билл Клинтон («демократизм» которого отчетливо виден хотя бы из того, что именно он руководил массированными бомбардировками Югославии весной прошлого года). Все обстоятельства ухода Ельцина были тщательно срежиссированы таким образом, чтобы спасти его политический имидж именно в качестве «демократа».

В этой связи уместно поставить вопрос: какова может быть политика, проникнутая действительно демократическим духом? Это должна быть прежде всего политика, которая исходит из интересов основной массы граждан, а также ориентирована на то, чтобы основные решения общественной жизни обсуждались и принимались при деятельном и реальном участии массы рядовых граждан.

В истории российской государственности 1992-1999 годов мы не находим и следа подобного подхода. Могло ли стремительное создание узкого слоя богатых нуворишей быть результатом реализации демократического решения большинства членов общества? Другой момент, который важно подчеркнуть, состоит в том, что в принятии всех важнейших решений ельцинского периода общество и народ не играли абсолютно никакой роли.

Уже Беловежские соглашения декабря 1991 года, приведшие к распаду СССР, были результатом тайного сговора нескольких политиков и затем были просто навязаны жителям бывших советских республик. Более того, эти соглашения противоречили результатам референдума, проведенного в марте 1991 года, на котором большинство советских граждан высказались за сохранение СССР.

Экономические планы либерализации и «шоковой терапии», которые начало реализовывать правительство Гайдара в 1992 году, были разработаны не в демократически избранных комиссиях, а узкими группами элитарных экономистов, приближенных к власти. Фактически эти экономические программы были смоделированы западными советниками российского правительства на основе рекомендаций МВФ и других экономических институтов мирового капитализма.

Во второй половине 1993 года Ельцин издал указ, упразднивший действующую конституцию и распустивший парламент, а затем подавил сопротивление защитников парламента с помощью самого жестокого насилия. По признанию большинства наблюдателей, ни одна из противоборствовавших тогда сторон не имела массовой поддержки среди населения. Здесь, как и во многих других случаях, Ельцин победил не благодаря одобрению своей политики со стороны общества, сколько вследствие политической и моральной поддержки со стороны правительств ведущих капиталистических держав.

Первая война в Чечне осенью 1994 года была развязана без какой-либо предварительной дискуссии в обществе и средствах массовой информации. Едва ли не решающей причиной ее бесславного провала стало массовое недовольство со стороны народа.

Решение о девальвации рубля в августе 1998 года, оказавшее особенно негативное воздействие на наиболее бедные слои населения, также было принято в узком кругу придворных комбинаторов в разгар сезона отпусков и оказалось полной неожиданностью для большинства граждан.

Что касается последнего периода правления Ельцина, то достаточно только лишь упомянуть о глубоко антидемократической чехарде премьер-министров на протяжении 1998-99 гг., а также обстоятельствах, связанных с началом и проведением новой войны на Северном Кавказа во второй половины 1999 года.

Необходимым элементом демократической политики является ясное отделение государства от церкви и религии и бескомпромиссное осуждение любых форм и традиций монархизма. При Ельцине развивались прямо противоположные тенденции.

Русская Православная церковь (РПЦ) в 90-е гг. была полностью реабилитирована в своих правах, наделена значительными льготами и фактически находилась под покровительством государства. Последние несколько лет в российской политике активно обсуждается вопрос о введении существенных ограничений на деятельность любых религиозных конфессий, за исключением Русской Православной церкви. Вследствие всех этих обстоятельств, к настоящему времени РПЦ превратилась в своего рода государство в государстве, аккумулировала огромные денежные ресурсы и по существу является одним из влиятельных олигархических кланов в российской политике и частном бизнесе.

Страницы: 1 2

Отмена крепостного права 1861 года. Предпосылки крестьянской реформы.
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ждала их. Среди реформ, на первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. Крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинная форма ...

 Июльский кризис.
Решение Временного правительства о переходе в наступление на фронте, а также его компромиссное соглашение с Центральной Радой, требовавшей широкой автономии для Украины, ухудшение экономического положения вызвали новый политический кризис. Министры-кадеты по решению своего ЦК в знак протеста против соглашения с Центральной Радой 2 июля ...

Причины Великой французской революции. Особенности социально-экономического развития Франции в 18 веке
Государственная казна была истощена и обременена громадным долгом, средний и особенно низший классы были обременены непосильными налогами и выражали явное неудовольствие привилегиями дворянства и духовенства и злоупотреблениями администрации. Все указы­вало на необходимость коренных реформ. Учитывая общественное мнение, Людовик XVI при ...