Ельцин и демократия
Страница 2

Если Кремль и поддерживает наряду с этим, например, институты мусульманской религии, то это связано прежде всего с тем, что региональные элиты ряда регионов России, населенных большим количеством тюркоязычных народов и народностей, опираются на традиционные исламские формы религии для удержания своего господства. Кремль не может не считаться с влиянием этих региональных князьков.

Что же касается вопроса о монархии, то, во-первых, именно при Ельцине была реабилитирована монархическая система династии Романовых. Кровавый царь Николай II был представлен в качестве невинной жертвы «жестоких» большевиков. В официальной кремлевской пропаганде монархия изображается в качестве «естественного» института российской государственности.

Кульминацией усилий по реабилитации дореволюционного деспотизма стало перезахоронение останков царской семьи в одном из соборов Петербурга, которое состоялось летом 1998 года. Ельцин принял личное участие в этой церемонии, равно как и большое число лиц из его окружения.

С другой стороны, сами формы ельцинского правления очень скоро стали напоминать монархию. В обращение была запущена фраза о «царе Борисе», которая стала общеупотребительной, а сам Ельцин завел привычку время от времени назначать себе «преемника», последним из которых стал нынешний исполняющий обязанности президента В. Путин. И если монархические тенденции не достигли в России такой степени, как в некоторых центральноазиатских республиках, как, например, в Туркменистане, где Сапармурад Ниязов недавно был провозглашен пожизненным президентом, то только потому, что в России до сих пор очень сильны чувства протеста против любой формы деспотизма и самодержавия.

Если обозреть общий характер ельцинского периода правления и его собственных черт как политика, то мы увидим черты, прямо противоположные тем, которые ставятся ему в заслугу. Очень примечательны в этом отношении слова А. Коржакова, который был близок к президенту еще со времен его опалы и первых шагов становления нового режима в Кремле:

« . Борис Николаевич поразительно быстро был сломлен всем тем, что сопутствует неограниченной власти: лестью, материальными благами, полной бесконтрольностью . И все обещанные народу перемены свелись, в сущности, к бесконечным перестановкам в высших эшелонах власти. Причем после очередной порции отставок и новых назначений во власть попадали люди, все меньше склонные следовать государственным интересам. Они лоббировали интересы кого угодно: коммерческих структур, иностранных инвесторов, бандитов, личные, наконец. Да и Ельцин все чаще при принятии решений исходил из потребностей семейного клана, а не государства».

К этому важно добавить только, что подобные перемены только отчасти могли быть объяснены личными особенностями Ельцина. Скорее, личные перемены Ельцина были выражением тех объективных тенденций, в направлении которых развивался созданный им режим. Ельцин менялся и эволюционировал по мере того и в соответствие с тем, какие приоритеты реально оказывались в центре государственной политики[4].

Страницы: 1 2 

Условия для объединения страны.
К этому времени уже были созданы все условия для объединения страны. Эти условия следующие. Водное и сухопутное сообщение. В период Западного Чжоу от родовых владений чжоуских правителей во все стороны расходились проезжие дороги. В период Восточного Чжоу существовало уже морское и речное сообщение, которое получило дальнейшее развити ...

Ирландское движение за гомруль (самоуправление! и раскол Либеральной партии.
После унии 1801 г. Ирландия считалась составной частью Великобритании, но фактически оставалась на положении ее полуколонии. За годы британского владычества ирландцы утратили своей самобытной культуры и продолжали отстаивать право на независимость. Национальные противоречия на острове переплетались с социальными, так как большая часть и ...

Польша XVI – первой половины XVII вв.: сословия и социальные группы
В XV – XVIII вв. в Западной Европе сословные отношения стали постепенно уступать место иному типу социальных связей, для которых определяющим моментом был уже не правовой статус того или другого слоя, а его материальное могущество, экономическая роль, место и роль в системе производства. Это не значит, что традиционные сословные критери ...