Турция ХУП - ХУШ вв.. Разложение Османской империи. Кризис
государственности и военные неудачиСтраница 3
В ХУШ столетии существенно расширились масштабы проникновения аянов на высшие посты в провинциальной администрации. Однако, нежелание Порты допустить даже самых видных представителей аянов в ряды правящей верхушки определялось тем, что для султанского правительства они оставались выразителями интересов местных, а не общегосударственных интересов. Вместе с тем аяны рвались к власти и опирались при этом на значительные собственные возможности - они имели значительные вооруженные отряды, часто обладали существенными финансовыми возможностями. Причем, своим возвышением они были обязаны не службе в сипахском ополчении или в качестве султанских рабов (капыкулу), а наличием земельных владений и прочных местных связей.
Большой глубины достигло разложение правительственного аппарата и суда. Все должности в империи, в том числе судейские, продавались. Государственные служащие, включая самых высоких , не пользовались тем не менее, никакими гарантиями. Как «рабы султана» они могли быть отстранены от должности и подвергнуты казни без суда и следствия (с обязательной конфискацией имущества). Сознавая кратковременность своей власти, крупные чиновники спешили всеми возможными средствами умножить свои богатства. Процветало взятничество и казнокрадство.
Приходила в упадок и культура. Население страны оставалось почти сплошь неграмотным. Светского обучения не существовало. В мусульманских школах насаждались невежество и фанатизм.
Разложение военной организации.
Многочисленные причины внутреннего характера привели к упадку военного могущества турок. В ХУШ в. армия Османской империи пришла в полный упадок: феодальное ополчение сократилось до ничтожных размеров, янычары превратились в разнузданную «стрелецкую вольницу». Военное дело застыло на уровне ХУ1 в. Как и во времена Сулеймана Великолепного применялись в основном мраморные ядра. Литье пушек, изготовление ружей и мечей отставало от Европы, по крайней мере на полтора столетия. Солдаты носили тяжелую и неудобную одежду, пользовались разнокалиберным оружием, действовали на поле битвы сплошной и необученной массой. Турецкий флот после разгрома в Чесменском бою фактически не существовал.
Новые явления наблюдались и в жизни янычарского корпуса. Корпус был основан в 1360 г. В это время средневековые европейские государства не имели в своем распоряжении регулярных пехотных частей. Ее роль выполняли обычно иностранные наемники. В Османской империи такая армия уже была и это был янычарский корпус. Янычары представляли собой сугубо профессиональное и постоянное войско. Они получали жалование из казны, расквартировывались в казармах и были лишены, каких бы то ни было, хозяйственных и семейных забот. Кадры янычар пополнялись сначала из числа военнопленных, а затем из числа принудительно набираемых христианских мальчиков.
Обращенные в ислам молодые рекруты с детских лет обучались военному делу и воспитывались в духе непримиримого мусульманского фанатизма. Им категорически запрещалось жениться, или заниматься ремеслом и торговлей. Хорошее жалование, щедрые подарки султанов, легкая возможность выдвинуться на высокие военные и гражданские посты - все это делало янычар ревностными бойцами и надежной опорой султанского трона.
На протяжении ХУШ в. в янычарском корпусе происходили существенные изменения. Теперь сами султаны попадали в зависимость от янычар. Традиционные подарки, которыми каждый султан при своем вступлении на престол одаривал янычар, вылились в обязательную дань. Теперь султан как бы покупал свои права на трон … Янычары сделались преторианской гвардией. Они постоянно устраивали перевороты, смещали неугодных им визирей и султанов, часто становились орудием внутренних или даже иностранных интриг.
В итоге совершенно потеряли свои преимущества военной организации и вынуждены были искать дополнительные источники доходов за пределами военной службы. Янычары стали обзаводиться семьями, что раньше категорически запрещалось. Пополнение корпуса стало проводиться преимущественно из детей янычар … В списках корпуса фигурировало несколько десятков «мертвых душ», жалование которых присваивали себе командиры.
Еще одним новым явлением в жизни янычарского корпуса стало его сближение с торгово-ремесленным населением городов. На протяжении всего ХУШ в. Порта неоднократно пыталась бороться с обращением янычар к ремесленным профессиям и торговле и встречным стремлением многих городских жителей записаться в янычары. Постепенно в османских городах оформляется новая социальная группа, которая характеризовалась широким оппозиционным настроением по отношению к центральной власти.
Индуизм- религия феодального общества Индии
Индуизм - религиозная система феодальной Индии- объединил самые разнообразные верования и культы, начиная с унаследованных от первобытно- общинного строя (анимизм, тотемизм и т.д.), кончая религиями со сложными богословскими учениями. По общим верованиям последователей индуизма, над бесконечными множеством божеств, управляющих судьбами ...
Внедрение реформ и экономических методов управления. Реформа 1865 г.
В сентябре 1965 г. принимается решение о начале экономической реформы. Суть предполагавшейся реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятии фондов материального стимулирования; введение твердой, но зависящей от прибыли платы за используемые предприятиями производственные ...
Реформы 60–70-х годов 19 века. Земская
и городская реформы
Требования реформ государственного аппарата, в частности местного управления, судебной системы, полицейских органов, органы цензуры, были высказаны либеральными слоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После введения крестьянской реформы правительство убедилось, что этих реформ не избежать, и начало их подготовку. ...
