Танзимат.
3 ноября 1839 года он торжественно огласил этот документ в парке султанского дворца, который назвался ГЮЛЬХАНЕ. При этом присутствовали министры двора, высшая знать, дипломатический корпус.
Гюльханейский хатт-и шериф обещал подданным посредством новых установлений доставить обществу всяческие блага и хорошее управление. Основное содержание документа сводилось к следующему. Всем подданным империи, независимо от религиозной принадлежности гарантировалась неприкосновенность собственности, жизни, чести и имущества. Отмена откупной системы. Правильный призыв на военную службу и установление определенного срока ее службы. Рескрипт даже предусматривал, впервые в истории империи, присягу султана на верность своему обещанию.
Этот первый акт Танзимата призван был послужить как бы вступлением к целой серии намеченных Решид пашой реформ в области юстиции, административного устройства, просвещения, финансов и военного дела. Для выработки новых законов и контроля над их выполнением были образованы коммерческие суды для разбора торговых тяжб. Но в целом танзимат не мог преодолеть внутренних и внешних затруднений империи. Политика танзимата проводилась медленно и непоследовательно. Как только ликвидация египетского кризиса устранила непосредственную угрозу трону, интерес турецких правящих кругов к проведению реформ заметно ослаб. Влияние Решида паши стало снижаться и в 1841 г. он вынужден был подать в отставку.
«Особыми указами Махмуда П регламентировался покрой мужского и женского платья, длина усов и бороды. Но и эти реформы были половинчатыми: европейский костюм не был введен в обиход, одежда турок лишь приблизилась к европейским образцам, а борода и усы лишь укоротились. Длинный черный сюртук, получивший название «стамбулин», заменил долгополые и неуклюжие халаты турецких вельмож. Недуховным лицам было запрещено носить чалму. Пример стал подавать и сам султан. На праздник в 1828 г. он появился перед народом в узких панталонах, облегающих фигуру, мундире и феске.
Вскоре все чиновники, офицеры и солдаты надели фески – круглые фетровые шапочки с плоским верхом, похожие на усеченный конус. Цвет фески чаще всего был красный. Феску заимствовали у марокканцев. Замена чалмы феской была встречена озлоблением духовенства и консерваторов, а кое-где даже вспыхивали восстания. Спустя 50 лет при Абдул-Хамиде П (1876 – 1909) феска уже считалась символом мусульманской веры. А спустя еще 50 лет, в 1925 г. Кемаль Ататюрк запретил носить феску и ввел в обиход европейские головные уборы и снова по стране вспыхнули восстания».
По другим нововведениям великий визир стал именоваться на европейский манер, премьер-министром, в государственных учреждениях вывесили портреты султана, при дворе стали устраивать балы для придворных и сановников, во дворце ввели употребление вилок и ножей.
В целом, танзиматские реформы внесли некоторое оживление в общественную жизнь Турции. Усилились патриотические настроения интеллигенции, способствовали возникновению новой литературы, несколько улучшили дело народного образования. Было учреждено несколько светских школ и в 1847 г. создано министерство просвещения. Вместе с тем танзимат затронул лишь поверхностные стороны законодательства, не коснулся ни одной из сторон государственного и общественного устройства.
За редким исключением торжественные обещания Гюльханийского шерифа остались мёртвой буквой. Законы провозглашались и тут же отменялись. Откупная система (главный бич крестьянства) так и не была отменена. Гарантии жизни и имущества существовали лишь на бумаге. Правовое неравенство немусульман сохранилось почти в неизменном виде. Сама внутренняя природа танзимата была очень противоречива. Объективно эти преобразования должны были помочь развитию буржуазных отношений в стране и способствовать разрушению турецкого феодализма. Но, как ни парадоксально, реформы исходили именно из феодального класса, который хотел предотвратить распад империи и свои феодальные устои … Поэтому танзимат никого в Турции не удовлетворил. Для реакционеров он был слишком опасен, для прогрессивных кругов – ничтожен по результатам.
Танзимат оказался бесплодным и еще в одной своей части - его организаторы ставили своей целью примирить нетурецкие народы с турецким господством.
Политика правительства в отношении Сибири: ее эволюция
К началу XVII в. правительство России мало что знало о Сибири. Известно, что еще в 1628 г., в царствование Михаила Федоровича. «Из Сибири Тарские воеводы Юрий Шаховский и Михаил Кайсаров, направили в Москву царю Михаилу челобитную с просьбой о позволении возведения острога на реке Иртыш в устье реки Оми».34 Эти сведения приводит в своей ...
Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.
История нашей страны является частью мировой и не может рассматриваться вне ее контекста. Каково же место России в мировом сообществе цивилизаций? К какому типу цивилизаций ее можно отнести? В переломный период, который переживает общество, дискуссии по этим вопросам как никогда горячи. Рассмотрим основные концепции.
В соответствии с м ...
Цели строительства Омских крепостей
Русские люди еще в XIII в. ходили за « Камень » (так называли Уральские горы), пытаясь освоить новые неизведанные земли.5 Однако, об этом периоде истории освоения Сибири, нам практически ничего неизвестно. Следующие сведения по освоению Сибири относятся к началу XVII в. Так в работе Л.А.Гольденберга « С. У. Ремезов – сибирский картограф ...