Этнический феномен
Страница 1

Прежде чем приступить к анализу проблемы, необходимо рассмотреть понятийно-терминологический аппарат, используемый американскими специалистами. Это представляется важным, поскольку на протяжении длительного времени в американской историографии наблюдается спор ученых относительно содержания многих этнических терминов. Директор Центра международных исследований Корнельского университета профессор М. Эсман, например, констатировал: "Отсутствие согласованных концепций, универсальной терминологии отражает современное состояние науки в данной области". www.psychologyrise.ru

В целом до Второй мировой войны этническая терминология не получила заметного распространения в американской научной литературе; понятие "этнический" (ethnic) хотя и использовалось в специальных исследованиях, но в значении, которое закрепилось за ним в обиходном английском языке, т.е. "племенной", "языческий". Некоторые изменения в распространении этнической терминологии произошли в первое послевоенное десятилетие, когда она стала проникать на страницы отдельных справочных изданий. Но особенно заметно усилилось внимание к этнической проблематике и соответственно к ее теоретическим аспектам в 60-е годы; в научном обиходе оказался довольно значительный арсенал этнических терминов, отличавшихся пестротой не только содержательного характера, но и чисто "внешней". Это касается прежде всего категории "этническая общность", составляющей фундамент этнологической науки, а также терминов "ethnic group", "ethnic identity", "ethnic community", "ethnic unit". По мнению американских ученых, эти термины выступали как равнозначные, взаимозаменяемые. Широко использовался также термин "nation", который имел весьма различные оттенки и определения. Рассматривая историографию вопроса о теории нации, профессор политических наук Г. Исаакс заметил: "У каждого автора свой перечень частей, которые составляют нацию. Одним признаком больше, одним признаком меньше, все они включают общую культуру, историю, традицию, язык, религию; некоторые добавляют "расу", а также территорию, политику и экономику - элементы, которые в той или иной степени входят в состав того, что называется "нацией". При более внимательном изучении создается впечатление, что ни одну часть в отдельности нельзя рассматривать как единственно необходимую или обязательную для статуса нации, за исключением, вероятно, той или иной разновидности идеи общего прошлого и общей воли, которую упоминали ранее Милль и Ренан и которую до тех пор, как правило, включали во всякое определение нации в качестве составных элементов". Всегда существовала неясность относительно значения слов "nation" и "nationality", она осложнялась путаницей в употреблении этих слов, будь то со стороны официальных организаций, ученых, составителей словарей или в бытовой лексике.

Дальнейшее развитие исследования в области этнической проблематики получило толчок в американской науке в конце 60-х - 70-х годов, о чем свидетельствует проведение ряда конференций и издание значительного числа специальных монографий и сборников. Не случайно в это время появляются попытки классификации различных точек зрения по теоретическим аспектам.

По оценке специалиста по теоретическим проблемам межэтнических отношений Р. Шермерхорна, вышедшие работы условно можно отнести к следующим категориям: описательные, интерпретивные, классификационные, парадигматические или абстрактно-теоретические. Менялась методология науки. Появившиеся работы свидетельствовали о новом подходе к изучению проблемы межэтнических взаимоотношений в среде историков и социологов. Если раньше в американской историографии, за редким исключением, национальные процессы рассматривались с точки зрения ассимиляции и игнорировалась другая тенденция - стремление к этнической идентификации и сохранению в быту и культуре черт страны происхождения, то теперь уделялось внимание и тенденции обособления этнических групп и меньшинств, или иными словами, анализ явлений в национальном развитии происходил с учетом новейших тенденций в процессе ассимиляции. Историографической традиции, сформулированной в русле ассимиляционистского подхода, было противопоставлено представление об этнических феноменах в концепциях этнических процессов. Кроме того, стала проявляться тенденция к усложнению техники исследований, в первую очередь интенсивное применение математического моделирования. Все большее внимание стали уделять этнопсихологическим аспектам.

Страницы: 1 2 3

Исторические взгляды идеологов российского либерализма. Историческая концепция К.Д. Кавелина
Применяя триадическую схему Гегеля, Кавелин выделяет в истории России три этапа: родоплеменной (тезис), семейный, или вотчинный (антитезис) и государственный (синтез). Первый этап приходится на время княжения Ярослава Мудрого, который «задумал основать государственный быт на Руси и утвердил ее политическое единство на родовом начале». В ...

Крестьянская реформа 1861 года
Указы и законы о крестьянах, изданные в первой половине XIX века, были необязательны для помещиков и находили крайне ограниченное применение. Для того чтобы правительство вплотную приступило к отмене крепостного права, необходимо было такое крупное потрясение как Крымская война 1853 – 1856 гг. Крымская война способствовала углублению с ...

Экономика Франции в период позднего средневековья
Несмотря на то, что экономическая жизнь Франции в XIV-XV вв. неоднократно и тяжко нарушалась событиями Столетней войны, в целом этот период характеризовался значительным развитием производительных сил в области сельского хозяйства и городского ремесла, ростом товарно-денежных отношений и постепенным складыванием единого внутреннего рынк ...