Этнический феномен
Страница 1

Прежде чем приступить к анализу проблемы, необходимо рассмотреть понятийно-терминологический аппарат, используемый американскими специалистами. Это представляется важным, поскольку на протяжении длительного времени в американской историографии наблюдается спор ученых относительно содержания многих этнических терминов. Директор Центра международных исследований Корнельского университета профессор М. Эсман, например, констатировал: "Отсутствие согласованных концепций, универсальной терминологии отражает современное состояние науки в данной области".

В целом до Второй мировой войны этническая терминология не получила заметного распространения в американской научной литературе; понятие "этнический" (ethnic) хотя и использовалось в специальных исследованиях, но в значении, которое закрепилось за ним в обиходном английском языке, т.е. "племенной", "языческий". Некоторые изменения в распространении этнической терминологии произошли в первое послевоенное десятилетие, когда она стала проникать на страницы отдельных справочных изданий. Но особенно заметно усилилось внимание к этнической проблематике и соответственно к ее теоретическим аспектам в 60-е годы; в научном обиходе оказался довольно значительный арсенал этнических терминов, отличавшихся пестротой не только содержательного характера, но и чисто "внешней". Это касается прежде всего категории "этническая общность", составляющей фундамент этнологической науки, а также терминов "ethnic group", "ethnic identity", "ethnic community", "ethnic unit". По мнению американских ученых, эти термины выступали как равнозначные, взаимозаменяемые. Широко использовался также термин "nation", который имел весьма различные оттенки и определения. Рассматривая историографию вопроса о теории нации, профессор политических наук Г. Исаакс заметил: "У каждого автора свой перечень частей, которые составляют нацию. Одним признаком больше, одним признаком меньше, все они включают общую культуру, историю, традицию, язык, религию; некоторые добавляют "расу", а также территорию, политику и экономику - элементы, которые в той или иной степени входят в состав того, что называется "нацией". При более внимательном изучении создается впечатление, что ни одну часть в отдельности нельзя рассматривать как единственно необходимую или обязательную для статуса нации, за исключением, вероятно, той или иной разновидности идеи общего прошлого и общей воли, которую упоминали ранее Милль и Ренан и которую до тех пор, как правило, включали во всякое определение нации в качестве составных элементов". Всегда существовала неясность относительно значения слов "nation" и "nationality", она осложнялась путаницей в употреблении этих слов, будь то со стороны официальных организаций, ученых, составителей словарей или в бытовой лексике.

Дальнейшее развитие исследования в области этнической проблематики получило толчок в американской науке в конце 60-х - 70-х годов, о чем свидетельствует проведение ряда конференций и издание значительного числа специальных монографий и сборников. Не случайно в это время появляются попытки классификации различных точек зрения по теоретическим аспектам.

По оценке специалиста по теоретическим проблемам межэтнических отношений Р. Шермерхорна, вышедшие работы условно можно отнести к следующим категориям: описательные, интерпретивные, классификационные, парадигматические или абстрактно-теоретические. Менялась методология науки. Появившиеся работы свидетельствовали о новом подходе к изучению проблемы межэтнических взаимоотношений в среде историков и социологов. Если раньше в американской историографии, за редким исключением, национальные процессы рассматривались с точки зрения ассимиляции и игнорировалась другая тенденция - стремление к этнической идентификации и сохранению в быту и культуре черт страны происхождения, то теперь уделялось внимание и тенденции обособления этнических групп и меньшинств, или иными словами, анализ явлений в национальном развитии происходил с учетом новейших тенденций в процессе ассимиляции. Историографической традиции, сформулированной в русле ассимиляционистского подхода, было противопоставлено представление об этнических феноменах в концепциях этнических процессов. Кроме того, стала проявляться тенденция к усложнению техники исследований, в первую очередь интенсивное применение математического моделирования. Все большее внимание стали уделять этнопсихологическим аспектам.

Страницы: 1 2 3

Диван
Заседания августейшего совета, Дивана, проходят в здании, расположенном во втором дворе дворца Топкапы, называемом Куббе алты («под куполом»). Сам султан не присутствует на заседаниях с конца XVI в., но зарешеченное окошко позволяет ему, когда он того желает, инкогнито следить за ними. С 1654 г. Совет собирается не только в Топкапы, но ...

Общество и вооруженные силы России в начале XX века
Рубеж веков был переломным временем в истории России. Резкие изменения были заметны во всем: бурный экономический подъем 90-х гг. сменился кризисом начала XX в.; реакционного, но с твердым и миролюбивым характером Александра III сменил не менее реакционный, но упрямый и слабовольный Николай II, охотно втянувшийся в дальневосточную авант ...

Революционеры и власть.
В конце 70-х гг. напряженность в России возрастала. Волновалось студенчество. Все громче становился голос сторонников конституции. После выстрела В. За­сулич по стране прокатилась волна террора. Казни убийц усиливали общее напряжение и вызывали новые покушения. Историки не зря говорят, что в это время в России сложилась революционная си ...