Установление места возникновения источникаСтраница 5
Более или менее точная пространственная “привязка” наименований к конкретным поселениям в приблизительно известных границах связана с дотошной работой по изучению истории населенных пунктов данного района.
Исследователь не редко получает информацию, без которой не может решить, с каким именно пунктом связано донесенное до него географическое название, уточняя вопросы, связанные с появление селения, его первичной владельческой принадлежностью, переходами от одного владельца к другому.
На заключительном этапе локализации исследователь уточняет свои выводы о причине выбора данного названия, его происхождении, смысловом содержании и этимологии, имея пред собой географический объект. При локализации топонимов, связанных с объектами, прекратившими свое существование, лучшим подтверждением истинности полученных результатов может служить археологическое обследование местности.
Определению маршрутов торговых и военных путей (а их маршруты обычно совпадали) помогают топонимы, этимологически связанные с путевыми терминами. Обычно состав дрононима (собственного имени пути сообщения) входит название обоих или одного из пунктов, которые связывает данная дорога: путь из Варяг в Греки, Селигерский путь, Смоленская дорога и т. д. Это облегчает локализацию. Установив общее направление пути сообщения, исследователь должен попробовать выявить в источниках названия пунктов, через которые он проходил. Если такие прямые указания отсутствуют, приходится выявлять на исторических картах топонимы, в состав которых входили термины связанные с передвижениями.
Часто бывает необходимо установить не только направление движения, но и расстояние, которое было пройдено. Прямые указания такого рода переводятся в метрическую систему мер с помощью специальной исторической дисциплины – метрологии, изучающей системы измерений. Метрологам удалось лишь приблизительно установить метрическую величину верст и поприщ, употреблявшихся для изменения больших расстояний в русских источниках XI–XV вв. При переводе упоминающихся в источниках XVI–XVII вв. верст в километры, следует помнить, что речь могла идти о верстах и межевых (тысячесаженных), и путевых (в пятьсот сажей). Еще более затрудняет исследование текст, в котором приведены неопределенные меры расстояний (дни пути и др.).
В случаях, когда в источниках расстояния указаны в «днях пути», приходится учитывать не только маршрут, но и скорость движения. Среднюю величину суточного пешего хода рассчитывают в 25–30 км, по другим данным 40–45 км. Форсированный пеший переход мог составлять 75–80 км в сутки.
Сведения о среднем расстоянии, которое за день преодолевал всадник, рассчитывается от 50–60 км до 75–85 км (в исключительном случае до 100–125 км) в сутки.
Скорость передвижения по таким рекам, как Днепр и Дон, при спуске вниз составляла 70–90 км в день, при подъеме вверх – по 30 км в день. Средняя скорость передвижения по морю 35–60 км в день, а с конца XVII в. на крупных галерах до 100–150 км. При попутном ветре скорость крупных парусников достигала 300 км в сутки.
Границы владений крупных феодальных семей можно установить по посессивным ойконимам, отразившим имена владельцев поселений.
Границы между владениями можно определить по географическим терминам типа «Межа», «Рубеж», «Слобода».
Одного какого-то косвенного признака для решения задачи об определении места возникновения источника не достаточно.
Франция в период якобинской диктатуры. Причины прихода
якобинцев к власти
1793 г. вооруженные граждане и национальные гвардейцы, руководимые якобинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской коммуны, свергли правительство жирондистов. 3 июня Конвент, где теперь доминировали якобинцы, принял декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель. Был разрешен раздел общинных зем ...
Борьба Либерии за экономическое и политическое выживание
К 1865 г. территория Либерии составляла уже 120,8 тыс. кв. км, а население выросло до 100 тысяч, включая 7 тысяч американо-либерийцев и 15 тысяч конгос. Если 1850— 1860-е годы были временем экономического подъема и расцвета, то 1870—1890-е — экономической стагнации и упадка. Из крупнейшего в мире экспортера кофе и сахара, единственной в ...
Условия для объединения страны.
К этому времени уже были созданы все условия для объединения страны. Эти условия следующие.
Водное и сухопутное сообщение.
В период Западного Чжоу от родовых владений чжоуских правителей во все стороны расходились проезжие дороги. В период Восточного Чжоу существовало уже морское и речное сообщение, которое получило дальнейшее развити ...
