Введение
Страница 1

Большие исторические задачи вообще не осуществляются на пространстве одной человеческой жизни. Чтобы их достигнуть, нужно передавать их от поколения к поколению.

Только политическое воспитание поколений в стремлении к одной национальной цели может обеспечить ее достижение. Такое единство в постановке и преследовании национальных задач у нас становится возможным со времен Петра I. В этой цепи поколений, несущих русскую интеллигентскую традицию, декабристы занимают, если положить по четыре поколения на столетие, пятое место. Они продолжают нить своих непосредственных предшественников, Новикова и Радищева, и передают эстафету своему непосредственному преемнику, Герцену. Достаточно назвать эти имена, чтобы создать в умах слушателей, знакомых с русской историей, достаточно отчетливое представление о месте декабристов в цепи поколений русской интеллигенции. www.cleverbanks.ru

Говоря о связи с прошлым, нужно упомянуть о предшественниках декабристов в области тех политических идей, которые они разделяли. Это идеи, которые подготовили на Западе теорию и практику Французской революции.

Но не только об этого рода связи декабристов с прошлым следует здесь упомянуть. Не менее глубоко то влияние прошлого, которое связывает декабристов с социальной средой, из которой почти все они вышли. Это была среда тогдашнего правящего класса. Почти все декабристы принадлежали к дворянству, многие к высшему слою его; некоторые носили княжеские титулы. Значительное большинство служило в гвардейских полках офицерами.

Едва ли не самой случайной чертой декабристского заговора было восстание 14 декабря. Их основным планом был план постепенного воспитания общества к восприятию свободных учреждений и социальных реформ. Они не считали, что общество готово к резким переменам. Отсюда и частые приливы пессимизма у многих из них. Когда пришлось выполнять сгоряча данные обещания и идти на площадь, не только у одного князя Одоевского доминировало настроение, которое он выразил фразой: "Ах, как славно мы умрем!". Декабристы чувствовали, что были только пионерами в долгом процессе русской цивилизации.

9 февраля 1816 года. В одной из казарм лейб-гвардии Семеновского полка собрались несколько молодых гвардейских офицеров. Среди них и Никита Муравьев — сын наставника императора. Пришли князья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы. Их гостем был молодой Иван Якушкин.

«Что гнетет и душит русский народ?» — ответ не у всех одинаков, но, в конечном счете, прозвучал предельно кратко: «Деспотизм, самодержавие!»

Трубецкой сказал тогда (ему 26 лет, среди собравшихся он самый старший): «Мы понимаем, почему Петр I решил прорубить окно в Европу. Через это окно должна была войти передовая культура, проникнуть современные знания, разнообразные науки».

Теперь поднялся Никита Муравьев: «Но он открыл окно лишь для своего правящего сословия. Деревянные жилища нашего народа остались с соломенными крышами! Крестьяне и при нем гнули спину, ходили в лаптях или зимой в домашних валенках».

Они горячатся, спорят, шумят. Их связывает глубокая и искренняя дружба, испытанная в огне только что завершившейся Отечественной войны против Наполеона. Все очень молоды, но все уже герои, и мундиры украшают ордена, они отмечены знаками славы. Некоторые из них в сражениях пролили кровь.

День 9 февраля 1816 года станет памятным в истории России. Группа молодых офицеров создала свое первое тайное общество, которое они назвали Союзом спасения, а несколько позже Обществом истинных и верных сынов отечества.

К этому обществу присоединятся Павел Пестель, Иван Пущин, Михаил Лунин . Около 30 молодых людей, преимущественно гвардейских офицеров, поклянутся, что единственной целью их жизни будет борьба против крепостного права, за введение в России конституционных законов, ограничивающих абсолютизм.

Тайное общество имеет свои ритуалы, особо торжественные церемониалы, заимствованные молодыми людьми из масонских лож. Многих из них еще по-юношески увлекает чисто внешняя, парадная часть этого уже определенного политического заговора. Но так было лишь в самом начале. Вскоре заговорщики поняли, что тяжелый путь, на который они вступили, не нуждается в ритуальности, а только в долгой, упорной и неустанной организации самого дела. Отныне им предстоят горячие, страстные политические споры и борьба. Придет день, когда они начнут тщательно обсуждать планы восстания и цареубийства .

Страницы: 1 2

Каким образом Россия участвовала в разделах Польши
В 18 в. Речь Посполитая переживала экономический и политический упадок. Ее раздирала борьба партий, которой способствовал устаревший государственный строй: выборность и ограниченность королевской власти, право liberum veto, когда любой член сейма (высшего представительного органа управления) мог заблокировать принятие решения, поддержан ...

Французская реформация XVI века. Социально-экономическая и политическая ситуация во Франции накануне религиозных войн
Итак, протестанты и католики были готовы к решающей схватке, и примирение было невозможно - Реформация расколола Европу, и оставалось лишь определить, где пройдет линия фронта, кто останется на той стороне, и кто - на этой. Оплотом католической веры считался император Карл V Габсбург - могущественный государь, владевший Испанией, Неапол ...

А.Д. Градовский о социализме и социалистах
Усиление социалистических тенденций в русском общественном движении, весьма заметное к концу 70-х. годов, заставило либерального профессора специально обратиться к проблемам социализма, его перспективам в России. В начале 1879 г. в №1 «Русской речи» публикуется статья Градовского «Социализм на Западе Европы и в России». Растянувшаяся на ...