История » Курдская проблема в Турецкой Республике (80–90-е гг. ХХ века) » Северо-западный Курдистан в политике турецкого правительства

Северо-западный Курдистан в политике турецкого правительства
Страница 3

Наряду с военными акциями, турецкие правящие круги применяли административно-полицейские меры, которые, по их мнению, должны были содействовать подавлению национально-освободительной борьбы курдов. При этом власти пытались использовать неоднородность движения и раскол в нем. Так, 4 апреля 1985г. были приняты два дополнения к Закону о деревнях, в соответствии с которым были созданы так называемые «сельские стражи», официально обязанные защищать жителей села от посягательства на их жизнь и имущество[48]. Однако вскоре эти новоявленные «стражи» под видом поисков «террористов» стали совершать различные насилия и издевательства над мирным населением. «Сельские стражи» действовали как военная сила в дополнение к жандармерии, армейским «коммандос» и полиции. В каждой деревне имелись два или три «сельских стража», численность которых уже к марту 1987 г. составило 6 тыс. человек. В конце 1992г. число «временных сельских стражей» достигло примерно 35 тыс., из коих восемь-десять тысяч относились с симпатией к ПКК .

Согласно инструкции, «сельский страж» имел право применить оружие:

- против лиц, напавших на него, либо угрожающих его жизни;

во время своей работы, если он не видит других способов спасения члена общины;

если он хочет арестовать подозреваемого, который оказывает сопротивление;

если убийца, который был арестован, попытается сбежать;

- если какое-либо лицо появится в запретной зоне;

- если он неожиданно натолкнулся на «бандитов» .

В начале 1990-х гг. турецкие власти пытались доказать международному сообществу, что уважают самобытность нетурецких народов, например, легализовав в 1991 г. курдский язык как средство общения, а также разрешив частным и государственным каналам радио- и телевещание, помимо турецкого, и на других языках и наречиях. И хотя турецкий язык, будучи государственным, все еще продолжает быть единственно допустимым языком преподавания и обучения в государственных школах, парламент разрешил открывать частные курсы по изучению языков, потребляющихся гражданами страны в быту, а также включать их в программы частных школ. Из законодательства был изъят запрет на ношение определенных имен, за исключением тех, которые, по закону, противоречат общей морали и оскорбительны для общества. Возможно, таким образом, были реабилитированы курдские имена. Были внесены изменения в статьи, касающиеся судебной системы, снижения возрастного ценза с 21 до 18 - на право стать членом политической партии, с 30 до 21 года - на право быть избранным в различные государственные органы и т.д. Немалую роль в этом процессе играло и играет стремление турецкого правительства привести свое законодательство в соответствие с требованиями ЕС .

Однако всё вышесказанное не означает, что официальная политика турецкого правительства, в основе которой лежит силовое решение курдского вопроса, за последнее время претерпела какие-либо существенные изменения. Захват турецкими спецслужбами лидера РПК А. Оджалана в 1999г.З и вынесение ему смертного приговора - яркое тому свидетельство. Но необходимо понимать, что в арсенале турецких правящих кругов все же имеются и политические возможности решения затянувшейся и очень опасной по своим последствиям проблемы, которая с некоторых пор все более перестает быть чисто турецкой. Так, быстрое решение курдской проблемы может существенно повлиять на выбор путей прокладки стратегических трубопроводов, которые в наступившем столетии будут снабжать энергоносителями значительную часть населения Земли. Известно, что в случае стабилизации положения в курдских районах именно через них может пойти нефть иракского Курдистана и Каспия . Турция уже давно мечтает о превращении страны в связующий элемент между восточными и западными цивилизациями, возрождении «шелкового или нефтяного» пути из Азии в Европу . По этому поводу хочется заметить, что именно этот фактор становится определяющим в решения курдской проблемы, а так же и её обострения. Выгодное экономико-географическое и стратегическое положение Курдистана это та основа, в которой кроется суть политики, при этом немалую роль играют отголоски традиционной политики панисламизма и пантюркизма.

Страницы: 1 2 3 4

Политическая борьба в России в конце ΧVІІ века
Страна с почти пятнадцатью миллионным населением, отрезанная от морей, занимала к началу петровского времени довольно скромное место в международной жизни. В целом в то время для России состояние мира было скорее исключением, а война - жестоким правилом. Во время войны России и Речи Посполитой из-за Украины Швеция напала на Речь Поспол ...

Конечный этап войны, результаты. Решающие битвы. Гангутское сражение
Полтавская битва и разгром Карла XII не привели к окончанию войны, которая продолжалась ещё 12 лет. Основными причинами этого были вмешательство других стран, а также то обстоятельство, что Швеция была разгромлена на суше, но продолжала господствовать на море. Поэтому на втором этапе войны центр военных действий переместился на Балтику. ...

Внешние экономические связи.
Зависимость экономики Великобритании от внешней торговли очень велика; отношение импорта к валовому общественному продукту достигает 28%, а экспорта 24%. Вывозится до 1/3 производимой продукции, ввозится подавляющая часть сырья, а также в среднем около 1/2 потребляемого в стране продовольствия. Характерен дефицит торгового баланса и о ...