Смутное время » Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.).

Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.).

Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. Новый царь оказался талантливым политиком. Править он начал осторожно: избегал войн с соседями, продолжалось расширение территории России на востоке. Отличительной чертой его правления было широкое церковное и крепостное строительство. При нём крупные пограничные города были превращены в крепости: Воронеж, Курск, Белгород, Смоленск и др.

Б. Годунов пытался быть хорошим царём для всех сословий:

в интересах дворян - помещиков издал указы о прикреплении крестьян к земле. В 1592 г. было закончено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан. В 1597 г. Б. Годунов ввёл пятилетний срок сыска беглых крестьян;

для помещичьих крестьян были определены нормы податей и повинностей;

жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.

Это были благие намерения царя. Но они не встретили понимания в народе. Кроме того, на правление Бориса Годунова пришлись невиданные стихийные бедствия:в 1603 г. в стране возникла угроза голода. Годунов быстро предпринял самые энергичные меры: были установлены твёрдые цены на хлеб, в Москве была организована бесплатная раздача хлеба. Но голоддостиг чудовищных размеров. По некоторым данным, в России вымерла 1/3 населения.

Народ быстро нашёл объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие - то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Фёдора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть.

А в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I

. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь.В 1604 г., снаряжённый на польские деньги, самозванец двинулся к Москве.

Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Годунов стал жертвой того, что рискнул быть первым выбранным царём. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Годунов не верили в его богоизбранность

, т.е. в то, что сам Господь - Бог вручил Годунову Русскую землю в управление.

Бирма в раннее Новое время
К началу XVI в. территория, на которой располагается современная Мьянма (Бирма), не представляла собой единого государственного образования и, раздираемая противоречиями, разделялась между государством Ава, возникшим во второй половине XIV в Центральной Бирме, населенном собственно бирманцами, и государствами шанов, монов и каренов, пре ...

Восстановительный период
Принятый Верховной Радой Украины в августе 1946 г. пятилетний план развития народного хозяйства предусматривал выделение 65 млрд. рублей капитальных вложений в экономику, что превышало соответствующие ресурсы двух с половиной довоенных пятилеток. С Урала, Дальнего Востока, Поволжья в Украину направлялись кадры специалистов, техника, обо ...

Российские либералы о правах человека. К.Д. Кавелин о личности и её правах
Проблема соотношения личности и государства становилась одной из центральных проблем русской духовной жизни, крайне важной для самоопределения образованных людей в XIX столетии и направленности внутренней политики России. Как раз этой проблеме во многом посвящено творчество Константина Дмитриевича Кавелина. Точкой отсчета мирового прогр ...