Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.).
Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. Новый царь оказался талантливым политиком. Править он начал осторожно: избегал войн с соседями, продолжалось расширение территории России на востоке. Отличительной чертой его правления было широкое церковное и крепостное строительство. При нём крупные пограничные города были превращены в крепости: Воронеж, Курск, Белгород, Смоленск и др.
Б. Годунов пытался быть хорошим царём для всех сословий:
в интересах дворян - помещиков издал указы о прикреплении крестьян к земле. В 1592 г. было закончено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан. В 1597 г. Б. Годунов ввёл пятилетний срок сыска беглых крестьян;
для помещичьих крестьян были определены нормы податей и повинностей;
жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.
Это были благие намерения царя. Но они не встретили понимания в народе. Кроме того, на правление Бориса Годунова пришлись невиданные стихийные бедствия:в 1603 г. в стране возникла угроза голода. Годунов быстро предпринял самые энергичные меры: были установлены твёрдые цены на хлеб, в Москве была организована бесплатная раздача хлеба. Но голоддостиг чудовищных размеров. По некоторым данным, в России вымерла 1/3 населения.
Народ быстро нашёл объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие - то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Фёдора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть.
А в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I
. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь.В 1604 г., снаряжённый на польские деньги, самозванец двинулся к Москве.
Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Годунов стал жертвой того, что рискнул быть первым выбранным царём. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Годунов не верили в его богоизбранность
, т.е. в то, что сам Господь - Бог вручил Годунову Русскую землю в управление.
Внутреннее положение России после Русско-Турецкой
воины 1877—1878 гг.. Оживление либерального движения.
Русско-турецкая война вызвала подъем патриотических настроений в обществе. На этой волне оживилось либеральное движение. Ссылаясь на конституцию, разработанную для Болгарии, либералы задавали вопросы:
почему правительство отказывается ввести конституцию в России? Неужели оно считает, что русский народ менее готов к конституции, чем бол ...
История русско-чеченских отношений
Первый этап, начавшийся с середины XVI в., продолжался до конца 17 века и был периодом мирной колонизации края. Он характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей со старейшинами чеченских общин. Москва пыталась расширить свое влияние в регионе, в основном, политическими и торгово-экономическими средствами. Эт ...
Юстиция
♦ Право
Каждый человек подчиняется закону ислама, шариату. Этим термином, буквально означающим «надлежащий путь», объединяются исламские предписания и запреты относительно жизни человека в обществе, а также принципы уголовного, гражданского и торгового права. Коран не может дать ответа на все вопросы, поэтому толкованием шариата ...
