История » Проблемы цивилизационного подхода к изучению истории » Цивилизация как основная типологическая единица истории.

Цивилизация как основная типологическая единица истории.
Страница 1

Цивилизация . Это магическое слово завораживает, создавая в воображении образ необыкновенного сообщества, где все устроено разумно и на пользу человека. Неслучайно, так часто слышны в России призывы со страниц газет и с экрана телевизоров «вернуться в цивилизацию». Куда же, собственно, надо возвращаться? Реальная жизнь человечества и в высокоразвитых обществах, и в бедных трудна, противоречива, прозаична. Вопрос тем более актуален, что молодые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, судя по всему, собрались возвращаться в разные места. Одни ориентируются на Запад, другие - на Турцию, третьи - на Иран, четвертые предлагают жить своим умом .

Возраст человеческого сообщества оценивается в 35-40 тысяч лет (надо иметь в виду, что человек появился на планете Земля гораздо раньше). На заре истории человеческие сообщества, независимо от региона проживания, начинали с одной и той же стартовой позиции, которую принято называть первобытно - общинным строем. Этот строй характеризовался необычайным сходством на всей территории обитания человека; однотипность социальных структур, приемов трудовой деятельности, верований, бытовой культуры и т.д. Но на протяжении истории человечество пришло к поразительно неодинаковым результатам. В современном мире мы имеем колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной, художественной культуры и т.д. Для того чтобы систематизировать огромный массив исторических данных, введем понятие цивилизации как основной типологической, есть различающей единицы истории.

В силу универсальности и многозначности эта категория трудно поддается определению. Предпринималось множество попыток ее сформулировать. Существует более ста определений цивилизации. Исходные принципы самые разные. Р. Лоуи (США) называл цивилизацию «беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутьев». Он археолог, и естественно, что история представала перед ним в виде сохранившихся остатков человеческой деятельности. Наиболее распространено определение цивилизации через понятие культуры (О.Шпенглер, Н.Бердяев, Ф.Нортроп, А.Крёбер и др.). Такой подход имеет богатую традицию и широко используется в теории и истории культуры. Дня отечественного социолога, ставшего гражданином США, П.Сорокина цивилизации - это огромные музее подобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой-либо системы.

Примеры разного понимания смысла категории «цивилизация» можно продолжать, однако в современной науке наблюдается стремление, опираясь на существующие разработки, расширить понятие цивилизации и рамки цивилизационного подхода до общеисторической методологии. Все большее распространение получает понятие о цивилизации как общественной макросистеме, имеющей собственный механизм функционирования и сориентированной во времени и пространстве. В данном случае определение дается через категорию общества и его функциональных составляющих. Такой подход характерен для русского социолога, естествоиспытателя Н.Л.Данилевского. Он писал о цивилизации: «Главное . должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития». Труды известного английского социолога и историка А.Тойнби вызывают сегодня большой интерес. Он также представлял цивилизацию как единую общественную систему: «Цивилизации - это целостности, части которых согласованы друг с другом и взаимозависимы . Все аспекты социальной жизни цивилизации, находящейся в стадии роста, скоординированы в единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы согласованы в силу внутренней гармонии'«. Современный социолог Л.Уайт также рассматривает цивилизацию с точки зрения внутренней организованности, обусловленной тремя компонентами: техника, социальная организация, философия. Технике в данном случае придается первостепенное, определяющее значение.

Страницы: 1 2 3

Система политических партий.
После Февраля 1917 г. партийно-политическая система российского общества, насчитывавшая свыше 50 партий, сдвинулась от правоцентристских организаций к левому центру. Черносотенные союзы, прекратившие свою деятельность после отречения Николая 11, так и не смогли больше возродиться. Правда, в сентябре 1917 г. В.М. Пуришкевич попытался из ...

Джон Гальяно - дизайнер ХХI века. Пресса о кутюрье
"Коктейль" от Dior Парижская коллекция Джона Гальяно (Dior)"Street Chic" стала настоящим виртуальным путешествием по странам мира. Самый экстраординарный кутюрье высокой моды представил настоящее вавилонское смешение национальных стилей различных культур. Ковбойские шляпы с дикого запада, бедуинские балахоны и голов ...

Внешняя политика Великобритании в 80-90-е годы.
Уже в первые годы своего правления Тэтчер решительно приступила к восстанговлению былой роли Великобритании в мировом сообществе. Во второй половине 80-х годов во внешней политике Великобритании произошли серьезные перемены. Аналитки отмечали определенную смену настроения британского премьер-министра уже с 1983г.- Тэтчер все с большим ...