История » Проблемы цивилизационного подхода к изучению истории » Цивилизация как основная типологическая единица истории.

Цивилизация как основная типологическая единица истории.
Страница 1

Цивилизация . Это магическое слово завораживает, создавая в воображении образ необыкновенного сообщества, где все устроено разумно и на пользу человека. Неслучайно, так часто слышны в России призывы со страниц газет и с экрана телевизоров «вернуться в цивилизацию». Куда же, собственно, надо возвращаться? Реальная жизнь человечества и в высокоразвитых обществах, и в бедных трудна, противоречива, прозаична. Вопрос тем более актуален, что молодые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, судя по всему, собрались возвращаться в разные места. Одни ориентируются на Запад, другие - на Турцию, третьи - на Иран, четвертые предлагают жить своим умом .

Возраст человеческого сообщества оценивается в 35-40 тысяч лет (надо иметь в виду, что человек появился на планете Земля гораздо раньше). На заре истории человеческие сообщества, независимо от региона проживания, начинали с одной и той же стартовой позиции, которую принято называть первобытно - общинным строем. Этот строй характеризовался необычайным сходством на всей территории обитания человека; однотипность социальных структур, приемов трудовой деятельности, верований, бытовой культуры и т.д. Но на протяжении истории человечество пришло к поразительно неодинаковым результатам. В современном мире мы имеем колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной, художественной культуры и т.д. Для того чтобы систематизировать огромный массив исторических данных, введем понятие цивилизации как основной типологической, есть различающей единицы истории.

В силу универсальности и многозначности эта категория трудно поддается определению. Предпринималось множество попыток ее сформулировать. Существует более ста определений цивилизации. Исходные принципы самые разные. Р. Лоуи (США) называл цивилизацию «беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутьев». Он археолог, и естественно, что история представала перед ним в виде сохранившихся остатков человеческой деятельности. Наиболее распространено определение цивилизации через понятие культуры (О.Шпенглер, Н.Бердяев, Ф.Нортроп, А.Крёбер и др.). Такой подход имеет богатую традицию и широко используется в теории и истории культуры. Дня отечественного социолога, ставшего гражданином США, П.Сорокина цивилизации - это огромные музее подобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой-либо системы.

Примеры разного понимания смысла категории «цивилизация» можно продолжать, однако в современной науке наблюдается стремление, опираясь на существующие разработки, расширить понятие цивилизации и рамки цивилизационного подхода до общеисторической методологии. Все большее распространение получает понятие о цивилизации как общественной макросистеме, имеющей собственный механизм функционирования и сориентированной во времени и пространстве. В данном случае определение дается через категорию общества и его функциональных составляющих. Такой подход характерен для русского социолога, естествоиспытателя Н.Л.Данилевского. Он писал о цивилизации: «Главное . должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития». Труды известного английского социолога и историка А.Тойнби вызывают сегодня большой интерес. Он также представлял цивилизацию как единую общественную систему: «Цивилизации - это целостности, части которых согласованы друг с другом и взаимозависимы . Все аспекты социальной жизни цивилизации, находящейся в стадии роста, скоординированы в единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы согласованы в силу внутренней гармонии'«. Современный социолог Л.Уайт также рассматривает цивилизацию с точки зрения внутренней организованности, обусловленной тремя компонентами: техника, социальная организация, философия. Технике в данном случае придается первостепенное, определяющее значение.

Страницы: 1 2 3

"Успехи"
Экономические итоги коллективизации были плачевными: за четыре года первой пятилетки валовые сборы зерна снизились - по официальным подсчётам - с 733,3 млн. ц. (1928) до 696,7 млн. ц. (1931 - 1932). Урожайность зерна в 1932 году составляла 5,7 ц/га против 8,2 ц/га в 1913.[11] Но партия добилась того, что в продолжение каких-нибудь трёх ...

Финансовая реформа, унификация единиц измерения
Была так же проведена финансовая реформа, по которой вводились новые деньги с квадратным отверстием посередине и именем правящего императора на лицевой стороне, (сохранившаяся с тех пор до XX в.) и производилась унификация всех имеющихся денежных систем в единую систему. После реформы право чеканить деньги было только у императора, выпл ...

Конечный этап войны, результаты. Решающие битвы. Гангутское сражение
Полтавская битва и разгром Карла XII не привели к окончанию войны, которая продолжалась ещё 12 лет. Основными причинами этого были вмешательство других стран, а также то обстоятельство, что Швеция была разгромлена на суше, но продолжала господствовать на море. Поэтому на втором этапе войны центр военных действий переместился на Балтику. ...