СултанСтраница 1
К этому абсолютному монарху принято обычно применять титул арабского происхождения — султан, но уместно также использовать персидский титул — шах или, лучше, падишах, как, впрочем, и тюркско-монгольский — хан. Это множество титулов отражает различные политические традиции, с которыми связывали себя османы. Сюда можно было бы добавить и титулы цезаря и базилевса из Рима и Византии.
Османский султан непременно принадлежал к одной и единственной с XIII в. ветви потомков Османа, правившего с 1280 по 1326 г. Его народ был назван османлы (производное от его имени), из чего, в силу искажения, в Европе распространилось название — оттоманы. При отсутствии четко очерченных наследственных прав, в целях избежания династических распрей и сохранения целостности государства, с XVI в. мало-помалу стала утверждаться практика, по которой тот из имевших право, кто оказывался на троне, становясь хозяином столицы, приказывал казнить своих соперников, братьев или племянников. Этот «закон братоубийства», распространенный некоторыми султанами и на собственных сыновей, во второй половине XVI в. принял систематический характер. С XVII в., однако, принцев, претендовавших на престол, перестают убивать, но закрывают в тайные покои дворца, называемые кафес, «клетка». Это относится даже к братьям правящего султана. Система кафес имела целью ввести правило сеньората (старшинства) в передаче наследования. Отныне власть наследует старший из членов семьи. А последствием этого стало то, что на троне, особенно в конце XVII в. и в XVIII в., оказывались султаны, просидевшие взаперти более сорока лет!
По пришествии к власти один из первых актов нового султана, согласно исламской традиции, заключается в том, чтобы сесть на трон: это джулус, буквально «восшествие на престол». В этот момент монарху присягают на верность высшие сановники государства, главные улемы и военачальники: это ритуал бейат. Затем он предоставляет янычарам бакшиш, или дар счастливого восшествия. И лишь после того, как вакансия власти, таким образом, заполняется, приступают, по приказу царствующего султана, к похоронным церемониям. И наконец, группа доверенных лиц, разосланная по мечетям империи, приказывает произнести имя нового султана на пятничной проповеди (хутба).
Султан обладает политической и духовной властью.
Политической, поскольку он властелин Османской империи, которой управляет сам или через посредство великого визиря и других сановников.
Он назначает на все крупные должности, гражданские, военные или религиозные (мусульман или христиан), выдавая грамоту (берат), в которой указаны обязанности назначаемого и сумма его вознаграждения.
Он верховный главнокомандующий армией и гарант мира, заключающий мирные договоры (всего лишь временные перемирия, как предписывает мусульманский закон) как с неверными, так и с еретиками. Его штандарт — шесть конских хвостов {туг) на древке — больше, чем у любого другого предводителя. Великие завоеватели, десять первых султанов, сами вели войска в поход. Эта традиция, в целом утраченная в XVII в. (исключение составили Осман II, Мурад IV и Мустафа II), окончательно исчезает в XVIII в.: отныне визири ведут войска от имени султана.
Духовной, поскольку со времени завоевания Египта (1517 г.) и устранения последнего халифа из династии Аббасидов он стал «командором верующих», представителем Бога на земле, главой суннитской, то есть ортодоксальной, мусульманской общины. При таких титулах он — почти священная фигура, объект народного почитания, «тень Бога на земле», как значится в его регалиях. После завоевания арабского Востока султан носит также титул «служителя двух великих святынь» (Хадимю и-хара-майпю аш-шарифайп). Функция этого титула, означающего, что султан защищает святые места ислама, Мекку и Медину (к которым добавляется Иерусалим, а также Багдад, Наджаф и Кербела — священные города шиитов), и дороги, ведущие туда, заключалась в том, что султан-халиф обладал привилегией посылать каждый год в Мекку махмал, паланкин, символизирующий его политическую значимость. Этот титул выражает, таким образом, превосходство османского султана над всеми мусульманскими правителями.
Султаны, насколько они халифы? Согласно преданию, после того, как Селим I покорил в 1517 г. Каир, последний представитель аббасидских халифов, духовный предводитель мусульман-суннитов, был взят в плен и доставлен в Стамбул, где он передал права и полномочия халифа Селиму и его потомкам. Это предание представляется апокрифичным. Если османские султаны и не преминули, при случае, присвоить себе этот титул, то они долгое время не настаивали на нем, не стремились сделать его официальным, потому что в пору их восхождения он был девальвирован. Лишь начиная с XVIII в., и особенно в международном контексте XIX в. (до ликвидации титула в 1924 г.), они стали выпячивать этот титул — в момент, когда их власть начала оспариваться. В промежутке времен, создается впечатление, они не испытывали необходимости провозглашать себя халифами: их превосходство в мусульманском мире не нуждалось в подчеркивании.
Внедрение реформ и экономических методов управления. Реформа 1865 г.
В сентябре 1965 г. принимается решение о начале экономической реформы. Суть предполагавшейся реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятии фондов материального стимулирования; введение твердой, но зависящей от прибыли платы за используемые предприятиями производственные ...
Крестьянское движение в 1917г.
Первая мировая война (1914 - 1918 гг.), в которой Россия не могла не участвовать, обрекли широкие слои населения, особенно в деревне, на крайние бедствия, отчаяние и озлобление… 1917 г. становился неотвратимым. К 1917 г. крестьяне в шинелях осознали себя грозной силой и открыто заявляли о намерениях завоевать и защищать свободу и землю. ...
Громады. Михаил Драгоманов
Национальное самосознание масс на Украине стремились активно развивать так называемые громады, возникшие в конце 50-х — начале 60-х годов XIX в. в Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове, Одессе и других городах. Это были полулегальные кружки без каких-либо определенных программ и уставов. В них объединялись демократически или либерально на ...