Отношения с Царской семьей
Страница 1

Дата первой личной встречи с императором хорошо известна − 1 ноября 1905 года Николай II записал в своем дневнике: «Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губернии».

Определяющим в отношении Царской семьи к Распутину было то, что он исцелял царевича. Как известно, наследник царевич Алексей Николаевич страдал гемофилией. Эта болезнь передалась по материнской линии и выражалась в плохом свертывании крови. Каждый ушиб мог привести к внутреннему кровоизлиянию, каждая рана могла стать опасной для жизни.

Естественно, как любую мать, это мучает императрицу, она чувствует в этом свою вину и стремится искупить ее. Когда выяснилось, что Распутин, путем внушения, лучше справляется с проявлениями этой болезни, чем все доктора-специалисты - это создало для старца Григория совершенно особое положение. Императрица видит в нем человека, от которого, в прямом смысле этого слова, зависит жизнь ее горячо любимого сына. Кроме того, для Их Величеств Распутин был живым представителем народа, воплощением крестьянства, маленьким человеком. Их поражала его манера держать себя, которая по отношению к другому человеку считалась бы неприличной. Его деревенский говор, бесцеремонность, неуклюжесть - все это обращалось в его пользу. Его поведение было прямо противоположно манере придворных кругов, проникнутых единственной целью - произвести выгодное впечатление на Государя. На фоне их притворства, его искренность и простодушие поражали своей естественностью и были неоспоримы. Они не были «деланными», это объясняется простыми представлениями Распутина о Царе, типичными для русского крестьянина. Для него Он - источник милости и правды. Вот что пишет об этом князь Н.Д. Жевахов: «Любовь Распутина к Царю, граничащая с обожанием, была действительно непритворной, и в признании этого факта нет противоречий. Царь не мог не почувствовать этой любви, какую оценил вдвойне, потому что она исходила от того, кто являлся в Его глазах не только воплощением крестьянства, но и его духовной мощи». Он не обманывал доверие императора и постепенно «между Государем и Распутиным возникла связь на чисто религиозной почве: Государь видел в нем только «старца» и, подобно многим искренне религиозным людям, боялся нарушить эту связь малейшим недоверием к Распутину, чтобы не прогневать Бога. Эта связь все больше крепла и поддерживалась столько же убеждением в несомненной преданности Распутина, сколько, впоследствии, дурными слухами о его поведении, которым государь не верил, потому что они исходили от неверующих людей…».

После первой встречи с Распутиным Государь лишь отметил, что он «производит большое впечатление». Впоследствии он придерживался мнения, что Григорий - человек «чистой веры». Тем не менее, не так доверяя «старцу», как Александра Федоровна, Николай II поручает генералу В.Н. Дедюлину, коменданту дворца и его помощнику, подвергнуть Распутина пристрастному, но учтивому допросу. По их мнению, он мужик хитрый и фальшивый; дальнейшие отчеты секретных агентов сообщают о самозванце, лжепроповеднике, показывая, кем он является в реальной жизни. Члены Царской фамилии также пытаются открыть Государю глаза на происходящее. Он терпеливо внимает всему, но при этом не принимает никаких действий против Распутина. Что касается Императрицы, то она не верила толкам, все больше распространявшимся вокруг Распутина, так как считала их клеветой и отказывалась из-за этого лишиться человека, умевшего несколькими словами побеждать недуг ее сына. Несмотря на дальнейшие разоблачения, для Царской семьи (т.е. для Императора, императрицы и их детей) Распутин навсегда остался святым, и ничто не могло заставить их изменить это убеждение.

«Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа», - говорила царица, а царь считал, что Григорий – «хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах.

Царь с царицей уважительно называли Распутина «наш друг» или «Григорий», а Распутин их «Папой и Мамой», вкладывая в это смысл «отец и мать народа». Беседовали друге другом только на «ты».

Страницы: 1 2

Б.Н. Чичерин о положении и перспективах дворянства и крестьянства в пореформенной России
Б.Н. Чичерин всегда выступал последовательным защитником прав и привилегий дворянства. Разъясняя свою позицию, Чичерин писал: «Если нас спросят: нужно ли дворянство в идеальном государстве, или, пожалуй, во Франции или в Северной Америке? То мы ответим: нет. Но если спросят: полезно ли сохранить дворянство в настоящее время в России? М ...

Распутин и церковь
Позднейшие жизнеописатели Распутина склонны видеть в официальных расследованиях, проводившихся церковной властью в связи с деятельностью Распутина некий более широкий политический смысл; но следственные документы (дело о хлыстовстве и документы полиции) показывают, что все дела имели предметом своего расследования вполне конкретные деян ...

Мир накануне первой мировой войны
На рубеже XIX-XX веков соотношение сил на международной арене резко изменилось. Геополитические устремления великих держав: Великобритании, Франции и России, с одной стороны, Германии с Австро-Венгрией – с другой – привели к необычайно острому соперничеству. В последней трети XIX века геополитическая картина мира выглядела следующим об ...