История » Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь » Экономическая, социальная и политическая обстановка в Китае в V-III вв. до н.э.

Экономическая, социальная и политическая обстановка в Китае в V-III вв. до н.э.
Страница 4

В класс землевладельцев входили военачальники, министры и чиновники, которые имели земли и усадьбы. В период Чжаньго основным способом приобретения собственности на землю стала купля-продажа земли, и «человек, имевший деньги, мог наслаждаться всеми радостями жизни» [6, 224].

Некоторые помещики занимались одновременно и торговлей. Так, существовали нетитулованные богачи-землевладельцы, которые имели по тысяче финиковых пальм, тысяче каштановых деревьев и т.д. Были помещики, вышедшие из крестьян. При дворе класс землевладельцев имел право участвовать в решении политических вопросов. Общий подъем класса землевладельцев нанес сильный удар власти наследственной аристократии. Вместе с тем в процессе скупки помещиками земель крестьяне теряли все больше и больше обрабатываемых ими земель [7, 399].

К V-III вв. до н.э. ученый-сановник превратился в самого активного члена общества. Подавляющее большинство ученых-чиновников являлось представителями класса землевладельцев, принимавших участие в политической деятельности. После краха системы сильных родов влияние ванов и аристократии было ослаблено. Они нуждались в защитниках, поэтому им пришлось обратиться за помощью к ученым-чиновникам из класса землевладельцев. Группу «ши» можно в основном разделить на четыре категории: в первую категорию входили ученые – проповедники конфуцианства, моизма, даосизма, номинализма, легизма и т.д. Представители этой категории пользовались большой известностью и уважением. Ко второй категории относились политические деятели. Хорошо зная политические теории, обладая большими способностями и красноречием, они добивались крупных чиновничьих постов, богатств и знатности. К третьей категории относились специалисты в области астрономии, географии, медицины и т.д., а так же бродячие ученые, которые добывали себе пропитание и одежду за счет предсказаний, гаданий и т.п. Наконец, четвертой категорией были различные нахлебники и приживальщики. С помощью аристократов, военачальников и министров они жили за счет народа [6, 225].

Хотя эти четыре категории «ши» по своему составу и общественному положению были различны, у них была общая цель – укрепить положение господствующего класса.

В период Чжаньго крупные богатые торговцы, так же как и ученые-чиновники, являлись самыми активными членами общества. Крупных торговцев можно разделить на три категории. К первой относились торговцы, занимавшиеся политической деятельностью. Ко второй – торговцы, занимавшиеся сельским хозяйством и скотоводством. К третьей – вкладывавшие свои капиталы одновременно и в крупное ремесло. Среди людей, используемых в торговом деле, были приказчики. Например, бедняки часто шли в семьи богатых купцов, учились торговле и потом торговали вместо них [5, 159]. Большинство этих людей купцы превращали в рабов путем ростовщических махинаций и купли. Поэтому крупные торговцы фактически являлись рабовладельцами [6, 228].

Таким образом, господствующие классы в период Чжаньго состояли из ослабевшей и одряхлевшей наследственной аристократии и молодого поднимавшегося класса землевладельцев (включая ученых-чиновников и крупных торговцев).

Следующую ступень в общественной лестнице занимали крестьяне. Они составляли большую часть населения и занимали важное место в производстве. Условия жизни крестьян были в основном одинаковыми во всех царствах. Торговцы и землевладельцы, пользуясь трудным положением крестьян, ссужали им деньги под большие проценты, приобретая зерно, землю и рабов. Крестьяне, подвергавшиеся жесточайшей эксплуатации, прилагали все силы, чтобы найти средства к существованию, многие бросали земледелие и искали применения в ремесле. Обезземеленные крестьяне брались за любую работу: нанимались работниками в купеческие лавки и превращались в батраков. Немалое число крестьян устремилось в столичные города, нанимаясь там на временную работу, на строительство оросительных сооружений. Но часто эта работа не могла обеспечить крестьянам средства к существованию, и им ничего не оставалось, как продавать себя в рабство [6, 231].

Страницы: 1 2 3 4 5

Скаутский салют.
Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъем и спуск национального флага, и при произнесении скаутской клятвы. Каждый скаут, встречая другого скаута, отдает ему скаутский салют. При салюте – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты, а большой и мизинец – сложены. Это напоминает о тре ...

Скаутские законы и Скаутское обещание.
Один из принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Давая Обещание, вступая в скауты, ребенок добровольно принимает на себя важные обязательства (Долг перед Богом, миром, страной, людьми, собой), которые будут определять его дальнейшую жизнь («Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг пер ...

Россия в XVI веке глазами иностранцев
В истории долгое время существовал любопытный парадокс. Большинство европейских стран не имело представления о том, что на их континенте находится огромная страна – Россия. Дипломатические отношения с Россией поддерживали только граничившие с ней страны, например Польша. Первой из крупных европейских стран, начавших сотрудничать с Росси ...