Причины быстрого падения династии Цинь

Для введения новых порядков применялись самые крутые меры. В стране царил террор, всех, кто высказывал недовольство, казнили со всем родом, по закону круговой поруки "соучастников" обращали в рабство. За счет порабощения массы военнопленных и осужденных судами число государственных рабов в империи оказалось огромным. Их труд широко применялся в многоотраслевом царско-государственном хозяйстве. "Цинь учредила рынки рабов и рабынь, где их содержали в загонах вместе со скотом; управляя подданными, всецело распоряжалась их жизнью" [3, 40], — сообщают древнекитайские авторы, усматривая в этом обстоятельстве, а также в узаконении собственности на землю чуть ли не главную причину быстрого падения династии Цинь.

Колоссальных затрат и огромных человеческих жертв требовали не прекращавшиеся далекие походы, строительство Великой стены, ирригационных сооружений, дорог по всей империи, широкое градостроительство, возведение многочисленных дворцов и храмов, наконец, сооружение грандиозной гробницы для Цинь Шихуанди. Государственных рабов гнали на работы сотнями тысяч, но их не хватало, несмотря на постоянный приток. Тяжелейшие трудовые повинности легли на плечи основной массы "черноголовых".

В 216 г. Цинь Шихуанди издал приказ, повелевавший "черноголовым" срочно доложить о наличной земельной собственности, и ввел исключительно тяжелый поземельный налог, достигавший 2/3 дохода земледельцев. Укрывавшихся от налогов и повинностей (бежали общинами во главе с советом старейшин) разыскивали и ссылали на окраины колонизовать новые земли. Империя преобразовывалась очень быстро, обретая безусловный Порядок, но не слишком-то заботясь при этом о внутренней Гармонии. Конфуцианцы открыто критиковали императора за отказ от традиций, жестокость наказаний, небрежение к тем самым духовным потенциям нравственности и добродетели, которые были едва ли не главным в учении Конфуция и во многом соответствовали уже сложившимся основам мировоззрения жителей Поднебесной. Именно в этом и было ее слабое место.

История гибели династии Цинь поучительна и заслуживает специального внимания. Как известно, эта тема интересовала многих, начиная с современников событий. Так, в шестую главу труда Сыма Цяня, посвященную жизнеописанию Цинь Ши-хуанди, включено эссе Цзя И, касающееся причин падения, казалось бы, могущественной империи, просуществовавшей менее 15 лет. Цзя И упрекал Ши-хуана за излишнюю самоуверенность, жестокости и бесчинства, осуждал его за отказ внимать критике и исправлять ошибки. Он считал, что недовольство и восстание народа в такой ситуации были неизбежны. По его мнению, отказ от традиций, пренебрежение ими в конечном счете стали причиной краха Цинь [13, 118].

Таким образом, внутренние противоречия в империи крайне обострились, и это привело к мощному взрыву целого ряда бунтов, положивших конец династическому правлению.