История » Истоки скаутизма » Скауты Севера

Скауты Севера
Страница 1

Первый скаутский отряд появился в Архангельске при мужской гимназии в 1916 году, но вскоре распался. Возрождение отряда произошло в конце следующего года по инициативе ученика реального училища С.Данилова, к которому весной 1918 года присоединились учащиеся Ломоносовской мужской гимназии. Организация стала набирать силу: в декабре 1918 года образовался отряд девочек, в мае 1919 года в дружине было уже 200 мальчиков и 150 девочек.

С ноября 1918 года начала выходить газета «Северный скаут», а с мая 1919 года «Тотэм говорит», на страницах которых публиковались фельетоны, стихи, хроника, обзоры скаутской жизни в России и за рубежом.

В мае 1919 года окружной суд Архангельска зарегистрировал общество «Русский скаут», устав которого был составлен на основе документов Всероссийского общества. 26 мая состоялось первое общее собрание его членов, где был принят устав, выбран ЦК, утверждена смета. Провозглашена цель общества - посредством физического и нравственного воспитания «дать Родине истинных граждан, здоровых и чистых душой и телом», основываясь на программах скаутизма. Членами Общества могли быть родители скаутов и другие, заинтересованные и «желающие помочь лица».

Надо отметить, что командование оккупационных войск понимало необходимость вовлечения детей в происходящие события на своей стороне и вместе с правительством Северной области оказывало скаутскому движению непосредственную моральную и материальную помощь.

Северной областью управляли деятели разной ориентации, идеи монархизма были не так популярны среди них, поэтому местным скаутским руководителям приходилось вносить некоторые коррективы в идеологию русского скаутизма, в законы скаута, и на первый план выдвинуть абстрактную идею о Великой России. Здесь ясным было одно – Россия должна быть без большевиков.

Интересно, что почти за полгода до падения власти белогвардейцев на севере, среди архангельских скаутов начался разброд. С явным неудовольствием газета «Русский Север» описывала случаи неподчинения начальству. Можно предположить, что в связи со сдачей города скауты уничтожили всю свою документацию, по которой можно было бы подробно изучить деятельность дружин. Те, кто имел возможность, эмигрировали вместе со своими родителями, кто не имел – прекратили свою работу и выжидали. С восстановлением Советской власти в Архангельске, местные скаутские отряды полностью развалились.

Инициативу воссоздания организации взяли на себя бывшие скауты Павел Ясинский (сын полицмейстера), Г. Штром, К. Карабанов, Галя Блюммер, морской офицер Глеб Бострем. Отчасти им это удалось сделать в виде опытно-показательного взвода при Архангельском территориальном округе Всеобуча, тем более что при этом был проявлен встречный интерес со стороны военных.

Интерес этот был давний и закономерный, ведь еще летом 1918 года в России появились первые отряды ЮКов («юных коммунистов»), взятые под опеку наркоматами просвещения, здравоохранения и Всеобучем. Создавая новую армию, необходимо было не упустить из виду ее резерв - допризывников. Образцом для организации ЮКов стал скаутизм.

Но Юкки просуществовали недолго Отношение комсомола к ним сменилось на резко отрицательное. Тем не менее, время шло, а скауты по-прежнему процветали под покровительством своих опекунов.

В феврале 1921 года губернский съезд Всеобуча постановил «признать организацию скаутских отрядов своевременной и начать таковую на местах, усилив политическую работу». К лету 1922 года в губернской дружине было уже около 100 человек.

Невозможно было в новых условиях существовать скаутам старого образца, необходимо было каким-то образом перестраиваться. В первую очередь метаморфозу потерпели скаутские законы, первый стал гласить: «Скаут – верный сын РСФСР».

Работа архангелогородских скаутских отрядов была традиционной: занятия по программе и сдача испытаний на получение очередного разряда, лыжные и пешеходные прогулки, декламация, струнный оркестр, обязательные «добрые дела» (у нас это чаще всего колка дров и доставка воды). Никакого политического воспитания скаутмастера не проводили.

Отношения скаутов и комсомольцев оставались напряженными. В стране было немало молодежных и детских групп, действующих с использованием принципов скаутинга.

Осенью - зимой 1921 года среди комсомольцев появляются мысли о создании своих детских групп. Начались попытки применить скаутинг для детской коммунистической организации. От неприятия всего скаутского ЦК РКСМ постепенно пришел к мысли о возможности использования этой системы.

Очередной раз вопрос о скаутах всплыл на бюро Архангельского губкома комсомола 10 февраля 1922 года. Решение было необычным: организацию скаутов, как детскую, пока не распускать…».

Страницы: 1 2

Религия в Древнем Египте. Пантеон богов
Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, ...

Начало первой русской революции
Началом первой русской революции явились события 1905 года в Петербурге. Им предшествовала стачка на крупнейшем заводе Петербурга – Путиловском. Эта стачка быстро разрослась, к ней присоединились рабочие других заводов и фабрик столицы и она стала всеобщей. Чтобы подавить грозно растущее рабочее движение, правительство приняло свои мер ...

Основные направления внутренней и внешней политики якобинцев. Конституция 1793 г.
Кратковременный период якобинской диктатуры был самым великим временем революции. Якобинцы сумели пробудить дремавшие силы народа, вдохнуть в него неукротимую энергию мужество, смелость, готовность к самопожертвованию, бесстрашие, дерзание. Но при всем своем непреходящем величии, при всей своей исторической прогрессивности якобинская ди ...