Реформы системы просвещения и цензуры
В общем ряду реформ 60–80-х годов существенное место занимали школьные и университетские реформы, а также реформа цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции, наиболее зажиточной части крестьян и квалифицированных рабочих. Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицированной рабочей силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все это и обусловило реформы системы просвещения. В 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который ввел автономию университетов. Ректоры стали избираться Советами университетов, а деканы – Советами факультетов. В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии. В том же 1864 г. утверждено "Положение о начальных народных училищах". Народные училища открывались как Министерством прощения, так и земствами и частными лицами. Либерализация идеологического контроля в системе образования была дополнена некоторой либерализацией цензуры. Половинчатый характер цензурной реформы усугублялся тем, что цензура с 1863 г. была передана из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам печати. В 1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы.
Историческая концепция Б.Н. Чичерина
Концепция русского исторического процесса, разработанная Б.Н. Чичериным, содержится в его магистерской диссертации «Областные учреждения России в XVII-м веке», изданной в 1856 г. Чичерин не ограничился в ней установлением в соответствии с западнической традицией «обшей связи русской истории с историею человечества». Он обратил внимание ...
Конституционные основы государства Либерия
Провозглашение республики знаменовало окончание первого, колониального, по оценке самих либерийцев, периода истории Либерии. С принятием конституции, утверждением герба и флага наступил следующий этап — период самостоятельного развития страны. Согласно Основному закону Либе.
За период с 1820 по 1847 г. в колонию приехало 4,5 тысячи пер ...
Монголо-татарское иго
Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и «освобождения от ордынской тирании» достаточно известна, однако нелишне будет еще раз освежить ее в памяти. Итак… В начале XIII столетия в монгольских степях смелый и чертовски энергичный племенной вождь по имени ...
