История » Омские крепости - исторический анализ » Строители омских крепостей

Строители омских крепостей
Страница 1

Отправляясь в Сибирь, И.Д. Бухольц, конечно же, не мог взять с собой большое количество людей. Однако путешествие в Сибирь – предприятие долгое и опасное, поэтому отправиться один он тоже не мог. У А. Толочко мы находим сведения о том, что отряд И.Бухольца, вышедший из Петербурга, насчитывал 20 человек. Это были драгуны, т.е. военные люди.18 Р.Удалов считает, что с Бухольцем в Сибирь отправилось 15 человек, в числе которых были и солдаты, и офицеры.19 О наличии офицеров упоминает и С.Черных. Вероятно, офицеры, конечно же, были, т.к. Бухольц не в состоянии был один организовать все дело. Работа была очень длительная и объемная, поэтому ему, безусловно, требовались хорошие помощники.

Упоминание о том, что дополнительно к военным набирались мастеровые люди, нет. Нет этого и в приказе самого Петра. Отсюда следует, что отряд предназначался только для охраны. Однако можно возразить, что людей Бухольц должен был набрать в Сибири, в том числе и мастеровых. Обратимся к приказу Петра, где говорится о том, что Бухольц должен был взять у тобольского губернатора 1500 человек воинских людей. Что же касается мастеровых, то он должен был «сыскать несколько человек из шведов, которые искусны инженерству и артиллерии…».20 Р.Удалов указывает, что «…из Тобольска вышло 2862 воина и 70 мастеровых».21 Гольденберг сообщает, что для похода было набрано 3000 человек.22 Были ли среди них мастеровые люди, он не указывает. Учитывая, что Бухольц стремился точно выполнить приказ Петра, мастеровые набирались им на месте.

Бухольц прибыл в Сибирь зимой 1715 г. и сразу же обратился к генерал-губернатору в Тобольске – князю М.П. Гагарину. Именно к нему Петр I написал свое обращение с приказом помочь Бухольцу всеми возможными способами. Точнее говоря, указов было два: один написан лично для И.Д.Бухольца (в предыдущей главе мы его цитировали) и второй написан от имени Сената от 4 июня 1714 года – «Указ сената Сибирскому губернатору М.П.Гагарину об обеспечении проезда подполковника И.Д.Бухолца в Сибирь». В этом указе четко расписывается, что должен делать генерал-губернатор Сибири по отношению к экспедиции Бухольца и содержались указания по обеспечению материальной стороны дела. Указ самого Петра М.П.Гагарину тоже существовал, но о нем мы упомянем позднее. Часть краеведов считают, что Гагарин фактически проигнорировал приказ государя и оказал Бухольцу лишь формальную помощь. Это халатное отношение генерал-губернатора и привело, в результате, к гибели большого количества людей. Помощь не была оказана в необходимых количествах ни оружием, ни продовольствием, ни людьми. В связи с этим много людей погибло в стычках с местными кочевыми племенами – джунгарами; много умерло от болезней; не хватало и продовольствия. Во всех этих бедствиях многие краеведы обвиняют именно М. Гагарина. С. Черных приводит письмо самого Бухольца к Петру I: «Во всем мне от него великое задержание… В Тобольску, государь, как я прибыл, припасов воинских: лядунок, перевезей, портупеев, лопаток, заступов, кирок, мотыг, топоров, буравов, долот, ни к пушкам ядер и никакой амуниции, ни телег походных, ни ящиков патронных, ни людям мундиру ничего не было, о чем всем сведом господин губернатор… А подлинова и верного ведомца о песошном золоте близ Еркета господин губернатор мне не дал…». Далеее Черных сообщает, что Бухольц кое-как сумел выйти из Тобольска только в июле 1715 года. Но при этом он не сообщает, сколько конкретно человек вышло вместе с ним.23 Эти слова подтверждаются и текстом самого донесения «подполковника И.Д.Бухольца Петру I из Тобольска о ходе подготовки экспедиции в Яркенд» от 9 июля 1715 года.24

Страницы: 1 2 3 4 5

Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Откуда пошли монгольские племена?
Татаро-монгольское нашествие принесло неисчислимые бедствия русскому народу, потерявшему в борьбе за независимость многие тысячи своих дочерей и сыновей. Это нашествие привело к уничтожению и расхищению культурных ценностей и задержало развитие русской культуры на два столетия. С ростом, имущественного неравенства, выделившегося из род ...

Транспорт.
Велико значение морского транспорта, который обслуживает внешнеторговые связи и, кроме того, используется для фрахта. По тоннажу морского флота Великобритания – одна из первых стран в мире. Длина железных дорог 21,2 тыс. км, из них 2/3 – двухпутные и многопутные;10,5 % -- электрифицированные.Высока его доля во внутренних грузовых пере ...

Историческая наука.
После 2-й мировой войны различные течения английской буржуазной историографии стали более навилироваться, сливаясь в единое направление, которое выступает против марксизма на гл. участках исторических исследований. К буржуазной историографии примыкают историки лейбористского направления, занятые преимущественно изучением английского раб ...