История » Национальное движение и начало классовой борьбы пролетариата » Общественно-политическое и национальное движение. Национальное угнетение

Общественно-политическое и национальное движение. Национальное угнетение

В развитии украинской капиталистической нации переплетались между собой две тенденции — пробуждение национального движения и укрепление межнациональных отношений. Это обусловливалось, во-первых, ростом национального самосознания, которое противостояло эксплуататорской политике русского царизма и австро-венгерской монархии и, во-вторых, усилением извечного стремления украинского народа к развитию взаимоотношений и единения с соседними народами — русским, белорусским, молдавским, польским, венгерским, словацким, румынским и другими. Одновременно острые классовые противоречия терзали украинскую капиталистическую нацию и давали возможность правящим кругам Российской и Австро-Венгерской империй проводить политику не только социального, но и национального угнетения.

Преследовалось стремление украинского народа, как высказывался В. И. Ленин, «к свободе и к родному языку». В 1863 г. царский министр внутренних дел Валуев цинично заявил, что «никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может», а затем разослал во все украинские губернии циркуляр (распоряжение), согласно которому строго запрещалось печатание на украинском языке книжек «учебных и вообще предназначенных для начального чтения народа». Это был жестокий удар по украинской культуре, поскольку дети украинской национальности лишались права учиться на родном языке. Позже, в 1876 г., сам царь Александр II подписал указ, который полностью запретил печатать и ввозить из-за границы какие-либо книги на украинском языке. Запрещалось даже печатание текстов к нотам музыкальных произведений и постановки театральных спектаклей. Только позже царские сатрапы разрешили спектакли на украинском языке, но при условии, что в тот, же вечер, в том, же театре будет поставлен спектакль и на русском языке. Название «Украина» царская цензура заменяла в печатных изданиях на унизительное «Малороссия».

Политику насильственной русификации царизм проводил и по отношению к другим народам Российской империи. Например, в 1867 г. было запрещено печатание произведений всех жанров (в том числе и художественных) на белорусском языке. На польских землях под властью царизма с 1869 г. было введено обучение в школах только на русском языке.

Антиукраинскую просветительную политику проводили и власти Австро-Венгрии. На западноукраинских землях в подавляющем большинстве школ обучение велось на немецком, польском, румынском и венгерском языках. В государственные учреждения запрещалось подавать документы, написанные по-украински. Украинские географические названия менялись на польские, немецкие, румынские, венгерские. Делалось все возможное для того, чтобы навсегда искоренить стремление здешних украинцев к воссоединению с подавляющим большинством украинского народа в составе России.

Сидение на Везувии. Прорыв с Везувия, победа над Клоднем (Кловдием)
Восставшие захватили плацдарм в данном случае Гору Везувий, которая является господствующей высотой в данной местности. И потому же она представляет собой естественное укрепление, природную крепость. В то время Везувий "спал", был покрыт густым леском, а вершина "… в значительной части плоская, совершенно бесплодная" ...

Малороссы.
Вернемся к изложению выводов профессора Ключевского. Другая струя отлива русского населения из Поднепровья направилась, как мы сказали, на запад, за Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Следы этого отлива обнаруживаются в судьбе двух окрайных княжеств - Галицкого и Волынского. В иерархии р ...

История русско-чеченских отношений
Первый этап, начавшийся с середины XVI в., продолжался до конца 17 века и был периодом мирной колонизации края. Он характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей со старейшинами чеченских общин. Москва пыталась расширить свое влияние в регионе, в основном, политическими и торгово-экономическими средствами. Эт ...