История » Религиозные (гражданские) войны во Франции в XVI веке » Распространение кальвинизма во Франции в период Реформации

Распространение кальвинизма во Франции в период Реформации
Страница 1

К середине 16 в. Католическая Церковь стала медленно оправляться от нанесенного Реформацией удара и в рамках Контрреформации добилась некоторых успехов в борьбе с новыми церквями. Вожди протестантизма понимали необходимость объединения усилий. Новое понимание религии должно было охватить, по их мнению, население всех стран Европы. Необходимо было принять четкие и ясные организационные формы, перейти от первоначальных представлений о «невидимой церкви» к церквям «видимым». Это удалось прежде всего и лучше всего в тех условиях именно кальвинизму как романскому типу Реформации, а, значит, находящемуся по духу ближе к мировоззрению и мировосприятию большинства европейцев. Кальвинизм оказался подготовлен к решению подобных задач и благодаря целому ряду своих особенностей и отличий от остальных протестантских церквей: Кальвинизм был сильнее остальных первоначальных протестантских вероучений настроен против католицизма. В нем в большей степени были «возрождены» такие особенности раннехристианского периода, как противопоставление любому инакомыслию, безусловное подчинение отдельных личностей общине и почти аскетический идеал нравственности. Ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном авторитете Библии. Кальвин и его последователи решительнее других вождей Реформации изгоняли из культа и учения «суеверия» и «язычество», т.е. всевозможные внешние символы, пышность культа и т.п.

Особое стремление восстановить раннехристианскую общину встречало достаточно большую поддержку со стороны широких народных масс, в силу чего симпатии и надежды на кальвинизм отмечены уже на раннем этапе его истории практически во всей Европе. В то же время в кальвинистских общинах их руководители, пасторы и старейшины, пользовались большим авторитетом, чем в остальных протестантских церквях. Это организационно укрепляло новое движение. Отдельные общины объединялись между собой в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство). Кальвинизм оказался очень тесно связан с политическими движениями, что было обусловлено образованием и развитием в это время национальных государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей своих целях любые оппозиционные католической церкви учения. Кальвинизм в силу своей специфики принимает преимущественно антимонархическое направление и сближается с республиканскими и конституционными партиями. Принцип «Бога надо слушаться больше, чем людей» приводит кальвинистов к теории сопротивления тиранической власти и учению о договоре между королем и народом. Республиканские формы церковного устройства легко переносятся на политическую жизнь.

Кальвинист 16в. представлял практически сложившийся тип нового человека, который мог стать идеалом для новых церквей: уверенный в правоте своего учения, враждебный светской жизни, сосредоточенный на молитве и духовной деятельности. Кальвинизм создал обширную литературу, где есть и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты. Центром кальвинизма остается Женева, но само вероучение широко распространяется по Европе, хотя судьба его в разных странах и неоднозначна. Пока лютеранство завоевывало Скандинавию, кальвинизм нашел своих последователей в Рейнской долине Германии, во Франции, Нидерландах, Шотландии, Северной Ирландии, Венгрии, Моравии и даже на некоторое время в Польше. Он «стал буфером между лютеранским севером и католическим югом».

Французский кальвинизм по своим идеям и организации был ближе всего к кальвинизму швейцарскому. Интерес французских гуманистов к истории раннего христианства и лютеранское влияние стали факторами, стимулировавшими возникновение своих протестантских настроений. Жан Кальвин стал именно тем человеком, которого не хватало на первом этапе французской Реформации. Широко стали распространяться идеи Кальвина во Франции при короле Генрихе II. В отличие от Франциска I, нередко использовавшего протестантов в своей борьбе с императором Карлом V, этот король прямо поставил перед собой задачу искоренения этой ереси. Он издал против французских протестантов (гугенотов- huguenots) целый ряд строгих постановлений и учредил при парламентах особые палаты для суда над еретиками (chambres ardentes). Результат, однако, оказался прямо противоположным. Именно при Генрихе II кальвинизм во Франции достиг наибольшего распространения. Сами гонения вдохновили Кальвина на его первое сочинение «Наставления в христианской вере» в 1536г. Это сочинение было традиционной апологетикой, в которой автор пытался защитить французских христиан, доказать их верность государству и призывал покончить с гонениями. Первыми приняли кальвинизм вальденсы в Южной Франции. К концу 50-х годов в стране насчитывалось до 2 тысяч кальвинистских общин (по некоторым сведениям до 400 тысяч французов были протестантами), а в 1559г. собрался первый церковный синод в Париже, принявший «Галликанское исповедание веры», первый набросок которого был подготовлен Кальвином. В нем был излагался детальный план создания церковной организации, которая должны была охватить всю Францию. Соседние общины объединялись в коллоквии, коллоквии - в провинции. Каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин. Функционировали провинциальные и генеральные собрания представителей общин. Ж. Кальвин всячески поддерживал французских протестантов и «был настолько же вождем французских протестантов, сколько и протестантов Женевы». Более 150 пасторов, обученных в Женеве, были посланы во Францию в 1555 – 1556 гг.

Страницы: 1 2

Великая княжна Анастасия Николаевна
Четвёртая дочь императора Николая II и Александры Фёдоровны. Родилась 5 июня 1901году. Анастасия была маленького роста и настолько полной, что стыдилась своей комплекции. За живость и остроумие девочку часто называли шалуньей. Прекрасный слух и способность к языкам помогли ей приобрести превосходное произношение. Она умела рассмешить ...

Либеральное народничество.
После ликвидации “Народной воли” более заметную роль в народническом движении стало играть его мирное, реформистское направление. Оно получило название либерального народничества. Либеральные народники считали, что настоящего капитализма в России пока еще нет. Банки, акционерные общества, биржи— это не капитализм, это “игра в капитализ ...

Султан
К этому абсолютному монарху принято обычно применять титул арабского происхождения — султан, но уместно также использовать персидский титул — шах или, лучше, падишах, как, впрочем, и тюркско-монгольский — хан. Это множество титулов отражает различные политические традиции, с которыми связывали себя османы. Сюда можно было бы добавить и ...