Введение
Страница 4

Научный интерес представляет исследование А.Г. Эпова[11]. В своем труде «Декабристы в Забайкалье» он рассматривает педагогическую и музыкальную деятельность декабристов, а это имеет большое значение при рассмотрении вопроса о главных направлениях в просветительской деятельности декабристов.

Отдельный интерес представляет сборник, который посвящен ссылке первого этапа освободительного движения в России - «Ссыльные декабристы в Сибири»[12]. Его основу составили материалы симпозиума по проблеме изучения политической ссылки в Сибирь. В сборнике были использованы труды таких ученых как, М.К. Азадовский, Л.М. Горюшкин, П.И. Рощевский, Л.П. Рощевская, А.В. Тиваненко и др.[13] Анализ данных работ позволяет определить влияние научно-просветительской деятельности декабристов на дальнейшее развитие Сибири, а вместе с тем разобраться в основных направлениях их деятельности.

Итак, для современной историографии характерно разнообразие исследуемых вопросов, а также постановка новых проблем и подходов. В исследованиях уделяется большое внимание общественно-политической деятельности ссыльных декабристов в Сибири, их влияние на общественное сознание сибиряков, эволюция мировоззрения декабристов в период ссылки и после амнистии.

В целом, анализируя историографию декабризма, можно отметить, что отдельные вопросы, касающиеся данной проблемы, освещены различными исследователями. В тоже время, не создано обобщающей монографии по данной проблеме, поэтому в дипломной работе внимание будет уделено проблеме влияния ссыльных декабристов на развитие культуры Сибири, реализации их просветительских идей, а также особенности их педагогической, литературной и музыкальной деятельности.

Источниковая база

Основу источниковой базы составили следующие источники по декабризму: Следственные дела декабристов, произведения самих декабристов – мемуары, записки, письма, мемуаристика о декабристах их современников.

Следственные дела декабристов[14] содержат ценные сведения о формировании декабристкой идеологии, возникновении, структуре и деятельности тайных обществ, разработке планов восстания, его хода и т.д.

Ценнейшим источником являются произведения самих декабристов. В первую очередь – декабристские мемуары. Воспоминания декабристов отличаются исключительной многогранностью содержания. Из декабристских мемуаров наибольшую ценность представляют записки Завалишина Д.И., Корнилович А.О., Свистунова П.Н., и др.[15] Они рассказывают и о самом декабристском движении, и об эпохе в целом. К тому же, данные материалы позволяют проанализировать деятельность ссыльных декабристов, где немалое место уделено просвещению.

Отдельно представлено эпистолярное наследие декабристов – письма. Данный вид источника носит сугубо личный характер: в них раскрываются личные связи, общественные интересы и элементы мировоззрения, говорится о научных и литературных занятиях, повседневной жизни (Г.С.Батеньков, И.И. Горбачевский и др.),[16] что является существенным дополнением при рассмотрении вопроса о направлениях просветительской деятельности.

Отдельно проанализированы избранные социально-политические и философские произведения декабристов (А.П.Беляева, М.С. Лунина, Завалишина Д.И.), в которых просматриваются основные мировоззренческие установки, сыгравшие важную роль в распространении идей просвещения на территории Сибири.[17] Следует отметить многообразную мемуаристку о декабристах их современников. Эту группу источников составили мемуары лиц, непосредственно общавшихся с декабристами, сотрудничавших с ними (Н.И. Тургенев, О.Н. Балакшина, М.С. Знаменский и др).[18]

Страницы: 1 2 3 4 5

Руководство Всесоюзной пионерской организацией.
Пионерская организация руководилась ВЛКСМ (Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодежи), который контролировался КПСС. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчеты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Базой организационно-массовой и инструктивно-методической работы с пионерами и пионерскими кадра ...

Лжедмитрий III
Весной 1611 года в Ивангороде появился еще одни человек, называвший себя царем Дмитрием. Из Москвы он сначала перебрался в Новгород, где на рынке попытался выдать себя за царевича, но был опознан и с позором изгнан. Из Новгорода он убежал в Ивангород и там 23 марта объявил, что он – спасенный Дмитрий. Лжедмитрий III вступил в переговоры ...

Матросов Александр Матвеевич
С легендой о Александре Матросове я познакомился еще в детском садике. Тогда я выучил стихотворение "Подвиг Александра Матросова" и читал его с большим выражением на каждом детском утреннике и имел большой успех. Таким образом, память об этом подвиге осталась у меня на всю жизнь. Но все мы взрослеем и проходим жизненные универ ...