История » Просветительская деятельность декабристов Сибири » Основные черты декабристской идеологии

Основные черты декабристской идеологии
Страница 1

История освободительного движения в России начинается с декабристов. Именно они впервые создали революционную организацию, разработали политическую программу и осуществили вооруженное выступление против самодержавно-крепостнического строя. Как наиболее передовые и образованные люди своего времени декабристы поняли, что крепостничество и самодержавный политический произвол – главные причины бед и отсталости России. И ликвидация крепостного строя и самодержавия рассматривались ими в свете обретения абстрактного блага и справедливости, а в первую очередь как конкретная и глубоко патриотическая задача «спасения России». Как заметил именно в этой связи Никита Муравьев: «Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавия равно гибельна для правительства и для общества. Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ русский заслуживает то и другое».[29] Истинное рыцарство, душевная чистота и благородство, высоко развитое чувство чести и товарищества – отличительные черты декабристов.

Декабристы жертвовали всем своим достоянием, которое давало им их происхождение и положение, «даже самой жизнью во имя великого, святого дела». «Не для наград, не для приобретения почестей хотим мы освободить Россию, - говорили декабристы,- сражаться до последней капли крови: вот наша награда».[30] Протестовало ничтожное меньшинство дворянского сословия, горсть отважных, сумевших подняться над интересами собственного класса, возвыситься до понимания задач, выдвигаемых общеисторическим процессом.[31]

Горсть отважных, открыто вступивших в неравную борьбу с колоссом самодержавия, с властью, располагавшей всеми средствами насилия и подавления, с институтами, освященными авторитетом традиций. Декабристы нанесли удар твердыням деспотизма и крепостничества, открыли путь для революционных последующих выступлений. Подвиг первенцев русской свободы вошел в историю как одна из блистательных ее страниц, как эпоха расцвета политической мысли, духовного подъема, на многие годы оплодотворившего русскую общественную жизнь. «Дело» декабристов само по себе было великим, нравственным подвигом, казавшимся, естественно, странным и непонятным остальной, консервативной части дворянства.

Движение 14 декабря 1825 года вышло из одного сословия, из того, которое доселе делало нашу историю, из высшего образованного дворянства.[32] И здесь нельзя не отметить, что именно этот нравственный фактор сыграл решающую роль в том, почему небольшая часть образованного дворянства встала на революционные позиции. Ведь в России было немало образованных и умных дворян, придерживавшихся своего кодекса чести, но они не вышли на Сенатскую площадь. Именно в силу нравственных принципов более высокого порядка, иных, чем было принято, отличающихся от официальных понятий о чести и патриотизме, во имя более высоких, передовых идеалов — подлинного блага России в том значении, как его понимали люди эпохи Просвещения, выступили декабристы.

Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была духовной и нравственной почвой для декабристов, но она непосредственно воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, - «не легенда» и «не поздний приговор потомков»[33]. Эта репутация сложилась еще при их жизни и была естественным следствием того авторитета и влияния, которыми они обладали среди своих современников.

Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Победителем вышел абсолютизм; он показал тогда, какою силою зла он обладал.[34] Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбе родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу. Хотя восстание декабристов и потерпело поражение, но «их дело не пропало», писал В.И.Ленин, подчеркивая большое историческое значение и тех революционных выступлений, которые терпели поражения.[35]

Говоря о «величайшем самопожертвовании русских революционеров, начиная с декабристов, он указывал, что «эти жертвы пали не напрасно», что «они способствовали – прямо или косвенно – последующему воспитанию русского народа»[36]. Декабрист Свистунов П.Н. писал: «Не подлежит сомнению тот факт, что люди, замышлявшие переворот в России, подвергались неминуемой потере всех преимуществ, какими пользовались вследствие положения своего в обществе, поэтому ни в корысти, ни в честолюбии оподозрены быть не могут".[37]

Страницы: 1 2

Антонио Поссевино. Исторические сочинения о России. Московия
Важнейшим историческим сочинением Поссевино является “Московия”. Трактат состоит из нескольких, различных по характеру частей: описательная часть представляет собой две книги (комментарии) в виде посланий к папе Григорию XIII. В “Московию” также входит дипломатическая переписка, связанная с событиями 1581—1582 гг., запись бесед о религи ...

Тобольск
В революционных условиях временное правительство сочло за лучшее, чтобы семья бывшего царя покинула дворец. Обсуждались разные варианты - в частности, Евгений Сергеевич Боткин, лейб-медик императорского двора, настаивал на Ливадии, доказывая, что в теплом климате Александра Фёдоровна могла бы чувствовать себя лучше. Была также возможно ...

Религия в Древнем Египте. Пантеон богов
Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, ...