История » Мещанское сословие в России »  История формирования мещанского сословия и его место в социальной структуре Российской Империи.

 История формирования мещанского сословия и его место в социальной структуре Российской Империи.
Страница 2

Рассматривая далее этот раздел, следует отметить, что тут же определены, «кому в городе быть свободному от мещанских личных тягостей и податей». В частности, здесь говорится о том, что императорское величество в военном или гражданской службе находящиеся люди, кои по должности или же по собственным нуждам в городе находятся или живут, или приходят, лил приезжают на время и мещанским промыслам не промышляют, - всем таковым от мещанских тягостей, податей и служб быть свободным.

Следующий раздел «О городовых обывателях, установление общества гражданского, и о выгодах общества градского». В частности, здесь определяется формирование мещанского общества. В статье 51 говориться о том, что «в обществе градском мещанин быть на может безкапитальный и моложе двадцати пяти лет, но сидеть не должен, ни голоса иметь, ни выбран быть не может для тех должностей, кои наполняются обществом градским». Кроме этого, в статье 56 говориться о городовой мещанской книги («кто не внесен в городовую мещанскую книгу, тот не принадлежит к обществу градскому того города»).

Следует также обратить внимание на раздел «О личных выборах городовых обывателей, средняго рода или мещан вообще». Этот раздел определяет, что «городовых обывателей, средняго рода людей, или мещан, название есть следствие трудолюбия и добронравия, чем приобрели отличное состояние». Здесь же рассматриваются вопросы о наследстве мещанского имущества. Статья 82 и 83 определяют, что «мещанин сообщает мещанское состояние жене своей, буде она породы равной или нижней» и «мещанские дети получают мещанское состояние наследственно». Кроме того, здесь же определяется защита мещанского сословия. Так, статья 84 говорит о том, что «мещанин без суда да не лишится добраго имяни, или жизни, или имения». Так же, в статье 85 говориться о том, что «мещанин судиться только мещанским судом».

Одной из наиболее важных статей этого раздела является так же 86 статья, так как именно она определяет те условия, при несоблюдении которых «у мещан отбирают доброе имя». В частности, здесь говориться о том, что «мещанин лишается добраго имяни, буде учинит: нарушит присягу, измену, разбой, воровство всякого рода, лживые поступки, преступления, за кои по законам следует телесное наказание, буде доказано будет, что других научал или уговаривал подобныя преступления учинить». [3]

В последующих законодательных актах расширялся и уточнялся круг лиц, имевших право или обязанных выступать в сословие мещанства. В него входили: воспитанники Приказов общественного призрения, приравнявшие российское подданство иностранцы, исключенные из своих прежних обществ выкресты из евреев, разорившиеся купцы.

В каждом городе создавалось мещанское общество. Оно избирало на три года мещанскую управу, состоявшую из старосты, его помощника и нескольких «десятников», которые утверждались губернатором Староста вел списки лиц, состоявших в данном мещанском обществе, выдавал паспорта «на отлучку», ведал раскладкой и сбором податей. Мещанин, желавший перейти из одного мещанского общества в другое, а также в другое сословие, должен был получить от своего общества увольнительный приговор, в котором указывалось, что он не имеет недоимок по податям, частных долгов, не состоит под следствием и не оставляет на прежнем месте жительства родственников, не способных себя прокормить, получил согласие своего общества отпустить его. Для принятия в другое мещанское общество требовалось его предварительное согласие, для чего были необходимы рекомендации соседей по старому месту жительства. Увольнительный приговор заверялся мещанской управой и передавался в губернскую казенную палату. Существовала и незначительная прослойка лиц (сироты и другие), которых приписывали к мещанскому сословию без согласия последнего. Эти лица в течении 5 лет со времени приписки обязаны были ходатайствовать согласие мещанского общества на окончательное и постоянное их причисление.

Страницы: 1 2 3 4

Пожар Кулаков
Пламям объяты, горят Кулаки. От подлой негодной поляцкой руки. Жители мнутся, не зная, где дется. А ляхи смеются весело, «здется»*. Бедные люди боятся тушить. Ходит комендант и громко кричит: «Отстеньпце, мужики, не волно ходзиц»**. А сам как с музыкой с конца в ночи ходит. Вдруг показались великие пики. Видят поляки: летят большевики. ...

Слово «Украйна».
Русское слово «украйна» (польское ucraina) означает «пограничная земля» (по-итальянски paese di confine); русское прилагательное «ucrainij» означает «то, что лежит у края, близ грани». Очень знаменательно это значение слова, ибо ясно: то, что именуется Украйной, не есть нечто самостоятельное; такое название может быть дано известной мес ...

Лаврентьевская летопись
Лаврентьевская летопись, пергаменная рукопись, содержащая копию летописного свода 1305, сделанную в 1377 группой переписчиков под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича со списка начала 14 в[3]. Текст начинается с "Повести временных лет"и доводится до 1305. В рукописи о ...