История » Мещанское сословие в России »  История формирования мещанского сословия и его место в социальной структуре Российской Империи.

 История формирования мещанского сословия и его место в социальной структуре Российской Империи.
Страница 1

Сам термин «мещане» происходит от польского слова «горожане». Если же говорить об определении мещанства, то так называли городское податное сословие в Российской империи, второе по численности после крестьянства. Понятие мещанство со временем менялось.

Характеризуя историю формирования мещанства, необходимо отметить, что первоначально мещанами назывались жители городов Южной и Западной Руси, которые находились на территории Речи Посполитой (главным образом это были ремесленники, мелкие домовладельцы и торговцы). В XVII веке мещанами называлось население Мещанской слободы (то есть квалифицированные мастера, торговцы и «целовальники» при Посольском дворе), образованной в 1671-1672 близ Москвы выходцами из Польши, находившимися на службе у Посольского приказа. В XVIII веке наименование мещане распространено на все посадское население российских городов. В таком значении термин мещане употреблен в «Проекте законов о правах среднего рода городских жителей», составленном в ходе работы Уложенной комиссии 1767 – 1769. www.psychologyrise.ru

В Манифесте от 17 марта 1775 года «По случаю заключения мира с Портою Оттоманской» мещане выделены как податная категория городских жителей с капиталом менее 500 рублей, обязанных платить подушную подать, отбывать рекрутскую и другие натуральные и денежные повинности, мещане с капиталом свыше 500 рублей могли перейти в купечество с уплатой гильдейского сбора.

Проведенная в 1775 году податная реформа изменила положение. По реформе граждане разделялись на привилегированных купцов трех гильдий и непривилегированных мещан. Гильдейское купечество получило освобождение от уплаты подушной подати, право откупаться от рекрутской повинности денежным взносом, а чуть позже, в 1785 году, купцы первых двух гильдий были избавлены также от телесных наказаний и приобрели право ездить в карете парою. Мещане остались на положении прежних посадских. Поэтому с указанного времени можно считать, что различия между купечеством и мещанством приобрели социальный характер, перемещения из купечества в мещанства и наоборот стали относиться к вертикальной мобильности. Следует отметить, что непреодолимого барьера между отдельными группами граждан не возникло. Заплатив известную сумму, мещанин или цеховой мог стать купцом любой гильдии, а разорившийся купец, который не в состоянии уплачивать гильдейский сбор с капитала, автоматически переходили в мещанство.[1]

В Жалованной грамоте городам 1785 года мещане названы все городовые обыватели («мещане вообще»), которые делились на 6 разрядов, их них 4 разряда («настоящие городовые обыватели», то есть лица, имевшие в городе недвижимость, «цеховые граждане», «иногородние и иностранные гости», «посадские») фактически составили сословие мещанства в узком смысле слова. Закон закрепил за мещанством право беспрепятственно заниматься мелкой торговлей в городах и разного рода промыслами (содержать мастерские, лавки, трактиры и прочее), установил подсудность мещанству мещанскому суду, гарантировал определенные права («мещанин без суда не лишится доброго имени, или жизни, или имения»). Вместе с тем мещане подлежали телесным наказаниям (до 1863 года). Сословный статус мещане объявлялся наследственным[2].

Следует отметить, что данный документ касается вопросов мещанского сословия в ряде статей. Так , в части А «Городовое положение» рассматривается вопрос о том, кому нести мещанские подати (п.9 «мещанские подати, службы и тягости … повинен нести наравне с мещанством, разве особою статею освобожден от оных»). Кроме того, в этом же разделе определяется «кому мещанским промыслом заниматься» («кто в городе в мещанство не записан, мещанским промыслом да не помышляет под опасением, что за то в законе написано»).

Страницы: 1 2 3 4

Великие Четьи Минеи митрополита Макария.
Русь в сознании своих сынов XVI века стала сосудом истинного благочестия, сокровищницей истинного христианства. В ней хранились в полноте церковные предания, наставления и правила, в ней обращались все святые книги. Но, чтобы не растерять эти сокровища, надо было так или иначе привести их в известность, совокупить воедино. Объединение Р ...

Окончание религиозных войн и укрепление абсолютной монархии во Франции
Запутанные события гражданской войны во Франции в XVI веке можно вкратце свести к следующему: 1. После мира, заключенного в 1576 г. в Болье на весьма благоприятных для гугенотов условиях, католическая оппозиция под предводительством Генриха Гиза организовалась в (первую) Лигу, или Священный союз, который провозгласил своим девизом борь ...

Дальнейшие перспективы и проблемы для России.
Россия не только выиграла от ликвидации Союза, но и потеряла, если сравнить ее нынешнее геополитическое положение с тем, которое имело Российское государство до октября 1917 г. Ее территории сжались, западные границы отодвинулись на восток. Она утратила самые важные порты, и выходы к морю на Балтике. Известно, что Россия граничит с трем ...