В России

Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и окончательного утверждения монархического централизованного государства.

Прежде всего, Грозный решал политические проблемы Руси на Востоке. В 1552 г. он покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя. Органическое включение их в государство требовало христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой требовались богослужебные книги. Казалось бы, проблема могла быть решена традиционным рукописным производством, но в Европе уже был изобретен печатный станок. (2)

Первая московская типография, известная в литературе под наименованием «Анонимной», возникла около 1553 года. Ее появление связано с деятельностью так называемой «Избранной рады» - правительственного кружка при молодом царе Иване IV Васильевиче. Анонимная типография XVI века выпустила по крайней мере 7 книг, первой из которых было узкошрифтное Четвероевангелие (около 1553 года). В начале 1563 года в Москве возникает первая государственная типография, в которой Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславцев напечатали Апостол, вышедший в свет 1 марта 1564 года. Это – первая точно датированная московская печатная книга. В 1565 году те же мастера выпустили двумя изданиями Часовник, а затем вынуждены были прекратить свою деятельность вследствие преследований со стороны высших церковных кругов. Они уезжают в Великое Княжество Литовское и здесь, в имении гетмана Г. А. Ходкевича Заблудове, печатают Учительное Евангелие 1569 года. В дальнейшем Петр Мстиславец уезжает в Вильну, где на средства купцов Мамоничей основывает новую типографию. Иван Федоров в 1570 году печатает в Заблудове Псалтырь с Часословцем, а затем переезжает во Львов, где создает первую типографию на украинской этнической территории. Здесь были напечатаны Апостол 1574 года (Рис.2) и первый восточнославянский учебник «Азбука» 1574 года. По приглашению крупного украинского магната К. К. Острожского Иван Федоров переносит свою типографию в Острог и там выпускает в 1578 году «Азбуку», в 1580 году – Псалтырь и Новый завет, а также указатель к этому изданию – «Книжка собрание вещей нужнейших». В 1581 году здесь выходит в свет первая полная славянская Библия – замечательный памятник культуры восточно-славянских народов.

После отъезда первопечатников из Москвы книгопечатание здесь было возобновлено их учениками Никифором Тарасиевым и Андроником Тимофеевым Невежей, которые в 1568 году в Москве и в 1577 году в Александровой слободе выпустили Псалтырь. Трудами Андроника Невежи, его сына Ивана Андроникова Невежина, а затем и других мастреров была создана крупная государственная типография – Московский печатный двор. Невежины работали здесь до 1611 года и выпустили 17 изданий.

Рис. 2. Первая страница Книги «Апостол» первопечатника Ивана Федорова изданная во Львове в 1574 году. Книга рукописная, а заставки её отпечатаны типографским способом.

В первой четверти XVII века ремесленная типографская мастерская сменяется в России предприятием мануфактурного типа, основанным на разделении труда. На смену мастерам-универсалам приходят сравнительно узкие специалисты – словолитчики, знаменщики, наборщики, печатники-тередорщики и батыйщики, переплетчики и другие. На протяжении всего XVII века Московский печатный двор является государственным предприятием, использующим принудительный труд.

Основным методом иллюстрирования и орнаментации печатной книги в XVI-XVII веках была ксилография. В 1647 году выходит первая русская книга, иллюстрированная 35 гравюрами на меди, переводной труд Иоганна фон Вальхаузена «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В 1649 году тремя изданиями выпущен свод законов – «Уложение» царя Алексея Михайловича, в 1663 году – первая московская Библия с гравированным на дереве фронтисписом, на котором изображены герб России и план Москвы.

В 1679 году писатель и учитель царских детей С. Е. Петровский-Ситнианович (Симеон Полоцкий) (1629-1680) основал в царских покоях Московского Кремля так называемую Верхнюю типографию, где в 1679-1683 годах было напечатано 6 книг. Четыре из них иллюстрированы гравюрами на меди, исполненными Симоном Ушаковым и Афанасием Трухменским.

В конце XVII – начале XVIII веков в Москве выходит в свет ряд изданий, целиком гравированных на меди. Наиболее известен из них «Букварь» 1694 года, составленный Карионом Истоминым и гравированный Леонтием Буниным.(3)

Альберт Эйнштейн - ученый и бунтарь
Альберт Эйнштейн, талантливый ученый и физик, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории и статистической физики, родился 14 марта 1879 г. в Германии в маленьком городке под названием Ульма. Его предки, евреи-иммигранты, переселились в Вюртемберг в 15 в. Они жили там, в сельских общинах, занимались торговлей ...

Лаврентий
Настоящее имя неизвестно. По происхождению был, вероятно, крестьянином. Выдавал себя за внука Грозного, сына царя Федора. Под его руководством во время астраханского бунта, разношерстая толпа громила торговые лавки. Вместе с «царевичем Иваном Августом» предводительствовал казачьими войсками во время похода к Туле. Вместе с Иваном Август ...

Воробьёв Иван Алексеевич
Одним из немногих туляков, дважды удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, является Иван Алексеевич Воробьев. Он родился 26 августа 1921 года в деревне Горбачеве Одоевского района Тульской области, в семье крестьянина. Детство и юность Ивана Алексеевича пришлись на бурные годы первых пятилеток, когда закладывался фундамент б ...