В России

Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и окончательного утверждения монархического централизованного государства.

Прежде всего, Грозный решал политические проблемы Руси на Востоке. В 1552 г. он покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя. Органическое включение их в государство требовало христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой требовались богослужебные книги. Казалось бы, проблема могла быть решена традиционным рукописным производством, но в Европе уже был изобретен печатный станок. (2)

Первая московская типография, известная в литературе под наименованием «Анонимной», возникла около 1553 года. Ее появление связано с деятельностью так называемой «Избранной рады» - правительственного кружка при молодом царе Иване IV Васильевиче. Анонимная типография XVI века выпустила по крайней мере 7 книг, первой из которых было узкошрифтное Четвероевангелие (около 1553 года). В начале 1563 года в Москве возникает первая государственная типография, в которой Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславцев напечатали Апостол, вышедший в свет 1 марта 1564 года. Это – первая точно датированная московская печатная книга. В 1565 году те же мастера выпустили двумя изданиями Часовник, а затем вынуждены были прекратить свою деятельность вследствие преследований со стороны высших церковных кругов. Они уезжают в Великое Княжество Литовское и здесь, в имении гетмана Г. А. Ходкевича Заблудове, печатают Учительное Евангелие 1569 года. В дальнейшем Петр Мстиславец уезжает в Вильну, где на средства купцов Мамоничей основывает новую типографию. Иван Федоров в 1570 году печатает в Заблудове Псалтырь с Часословцем, а затем переезжает во Львов, где создает первую типографию на украинской этнической территории. Здесь были напечатаны Апостол 1574 года (Рис.2) и первый восточнославянский учебник «Азбука» 1574 года. По приглашению крупного украинского магната К. К. Острожского Иван Федоров переносит свою типографию в Острог и там выпускает в 1578 году «Азбуку», в 1580 году – Псалтырь и Новый завет, а также указатель к этому изданию – «Книжка собрание вещей нужнейших». В 1581 году здесь выходит в свет первая полная славянская Библия – замечательный памятник культуры восточно-славянских народов.

После отъезда первопечатников из Москвы книгопечатание здесь было возобновлено их учениками Никифором Тарасиевым и Андроником Тимофеевым Невежей, которые в 1568 году в Москве и в 1577 году в Александровой слободе выпустили Псалтырь. Трудами Андроника Невежи, его сына Ивана Андроникова Невежина, а затем и других мастреров была создана крупная государственная типография – Московский печатный двор. Невежины работали здесь до 1611 года и выпустили 17 изданий.

Рис. 2. Первая страница Книги «Апостол» первопечатника Ивана Федорова изданная во Львове в 1574 году. Книга рукописная, а заставки её отпечатаны типографским способом.

В первой четверти XVII века ремесленная типографская мастерская сменяется в России предприятием мануфактурного типа, основанным на разделении труда. На смену мастерам-универсалам приходят сравнительно узкие специалисты – словолитчики, знаменщики, наборщики, печатники-тередорщики и батыйщики, переплетчики и другие. На протяжении всего XVII века Московский печатный двор является государственным предприятием, использующим принудительный труд.

Основным методом иллюстрирования и орнаментации печатной книги в XVI-XVII веках была ксилография. В 1647 году выходит первая русская книга, иллюстрированная 35 гравюрами на меди, переводной труд Иоганна фон Вальхаузена «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В 1649 году тремя изданиями выпущен свод законов – «Уложение» царя Алексея Михайловича, в 1663 году – первая московская Библия с гравированным на дереве фронтисписом, на котором изображены герб России и план Москвы.

В 1679 году писатель и учитель царских детей С. Е. Петровский-Ситнианович (Симеон Полоцкий) (1629-1680) основал в царских покоях Московского Кремля так называемую Верхнюю типографию, где в 1679-1683 годах было напечатано 6 книг. Четыре из них иллюстрированы гравюрами на меди, исполненными Симоном Ушаковым и Афанасием Трухменским.

В конце XVII – начале XVIII веков в Москве выходит в свет ряд изданий, целиком гравированных на меди. Наиболее известен из них «Букварь» 1694 года, составленный Карионом Истоминым и гравированный Леонтием Буниным.(3)

Отношения с Царской семьей
Дата первой личной встречи с императором хорошо известна − 1 ноября 1905 года Николай II записал в своем дневнике: «Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губернии». Определяющим в отношении Царской семьи к Распутину было то, что он исцелял царевича. Как известно, наследник царевич ...

Творчество - как процесс.
Необузданное воображение - характерная черта Джона Гальяно. Наброски, эскизы, лоскутки тканей - все это будет потом. Дизайн Гальяно начинается с женского образа. Это может быть историческая фигура, героиня романа или просто плод его воображения. "Меня вдохновляет личность. Я представляю, какой была эта женщина, что она носила, что ...

Научно-преподавательская деятельность
Одним из направлений просветительской деятельности ссыльных декабристов в Сибири поистине можно считать научно-преподавательскую, поскольку именно ими были во многом заложены педагогические основы, имеющие принципиальное значение для просвещения Сибири. Герцен А.И. писал о декабристах так: «Цвет всего, что было, тогда образованным исти ...