Введение
Страница 2

Мнение о скорой катастрофе, правда, не подтвердилось. Османская империя продолжала существовать еще почти полтора столетия, по-прежнему располагая обширными территориями, большими материальными и человеческими ресурсами. Но все-таки в ХУШ в. она из крупнейшей державы Старого света постепенно превратилась в периферийный элемент мировой капиталистической системы.

Весь Х1Х в. и начало ХХ в. прошли в противостоянии двух противоположных лагерей османского общества. Первый лагерь был представлен султанским двором, компрадорской буржуазией и огромной массой мусульманского духовенства. Основная деятельность этого лагеря была направлена на сохранение старой по сути средневековой системы общественных и экономических отношений при безраздельной власти правящих верхов и самого султана. Эти же силы пытались сохранить в Турции безраздельное господство и влияние ислама и многочисленных исламских институтов. Крайне реакционной была позиция этого лагеря в национальном вопросе. В огромной многонациональной стране, где турки не представляли даже большинства населения, правящие верхи проводили политику «отуречивания» и насильственной ассимиляции нетурецких народов. Тем самым эти народы, часто более развитые, чем турки, лишались своего национального будущего. Для укрепления своей власти и достижения перечисленных целей данный лагерь на протяжении ХУШ и Х1Х вв. пытался провести некоторые реформы. Однако все эти попытки не дали желаемых результатов. На рубеже ХХ в. этот лагерь стал поддерживаться еще и европейскими странами и их агентами в лице западных монополий и компаний.

Противоположный лагерь фактически появился в стране только в Х1Х в. в ходе танзиматских реформ. В него входили немногочисленные представители молодой турецкой интеллигенции, которые получали современное светское образование - инженеры, врачи, учителя, юристы и т.п. Эти новые общественные слои были резко отрицательно настроены по отношению к деспотической власти султана и требовали радикальных перемен и уничтожения традиционных общественных и политических устоев в стране. Значительную роль в этом лагере играла немногочисленная турецкая национальная буржуазия и предприниматели. Близки к ним были крупные феодальные собственники, связанные с рынком. И аграрные собственники, и предпринимательские верхи были недовольны отсутствием в стране элементарных норм для своей коммерческой и предпринимательской деятельности.

Противостояние этих двух лагерей имело место на протяжении всей второй половины Х1Х в. Только в начале ХХ в. в ходе младотурецкой революции оно завершилось падением правящего лагеря и прежней деспотической власти султана.

Страницы: 1 2 

Цивилизация как основная типологическая единица истории.
Цивилизация . Это магическое слово завораживает, создавая в воображении образ необыкновенного сообщества, где все устроено разумно и на пользу человека. Неслучайно, так часто слышны в России призывы со страниц газет и с экрана телевизоров «вернуться в цивилизацию». Куда же, собственно, надо возвращаться? Реальная жизнь человечества и в ...

Кастовая структура индийского средневекового общества
Каста - португальское слово (означающее род, племя, происхождение), является переводом слова джати, которым в Индии назывались в феодальный период и называются сейчас замкнутые группы людей, объединённых единством профессии или сословным положением. Зародившись в глубокой древности, касты приняли строгие формы именно в средние века. Ни ...

Формы, составленные из подвижных литер
Ксилографическое печатание обеспечивало возможность воспроизведения текстов, вырезанных на поверхности деревянной доски и прочно связанных с ней. Впервые попытка печатать отдельными подвижными штампами была предпринята уже во втором тысячелетии до н. э. на Крите. На изготовленном около 1600 года до н. э. в Фесте глиняном диске нанесена ...