Альберт Эйнштейн - ученый и бунтарьСтраница 2
И наблюдение за стрелкой компаса, неизменно поворачивающейся к северному полюсу, и знакомство с геометрическими аксиомами определили направление духовного развития склонного к размышлениям мальчика. Они оказали глубокое влияние на метод работы будущего исследователя и мыслителя.
Маленький Альберт был по натуре нелюдимым. Когда дети родственников приходили поиграть в саду, он почти не принимал участия в их шумных забавах. «Альбертль», как его называли родители, часто держался в стороне и от своих школьных сверстников. Больше всего он любил заниматься в одиночестве своими кубиками или выпиливать лобзиком. Как сам Эйнштейн говорил впоследствии, он всегда был ярко выраженным одиночкой.
О своих школьных годах Эйнштейн вспоминал с горечью. Особенно не нравились ему грубая муштра и механическая зубрежка, которым в те времена отдавалось предпочтение как методам воспитания и обучения. Это отвращение усилилось, когда в десятилетнем возрасте Альберт перешел из начальной школы в гимназию. В 1955г., отвечая на одно из писем, Эйнштейн вспоминал: «Учеником я был не слишком хорошим, ни плохим. Моим самым слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты.» И действительно, преподаватель греческого языка как-то в сердцах сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». Подобное высказывание вряд ли характеризует Альберта как прекрасного ученика. Но далее Эйнштейн продолжает: «Только по физике и математике я шел благодаря самостоятельным знаниям далеко впереди школьной программы, да еще по философии - в той мере, в какой она входила в программу».
Таким образом, занятия в школе и в гимназии, особенно когда в связи с переездом родителей в Италию 15-летний Альберт остался один, давались с трудом. Средний балл по успеваемости колебался между «3» и «4» по 5-балльной системе. Альберт был высоким нескладным подростком, который скучал на уроках. Не зря школьные товарищи еще раньше дали ему прозвище «Biedermeier»,что означает нечто вроде Простака. Будучи от природы бесхитростным, он не умел достаточно хорошо скрывать свою неприязнь к преподавателям гимназии и их драконовским методам. Естественно, это не прибавляло ему симпатии в глазах учителей. Не снискал он их расположения и тем, что задавал вопросы, на которые они затруднялись ответить. В одном из писем, относящихся к 1940г., Эйнштейн следующим образом описал сложившуюся в то время ситуацию «Когда я был в 7 классе гимназии, меня вызвал классный наставник и выразил желание, чтобы я оставил гимназию. На мое возражение, что я ничем не провинился. Он ответил лишь «Одного вашего присутствия достаточно, чтобы подорвать уважение класса ко мне». Это был тот самый преподаватель греческого языка, который предсказывал, что из Эйнштейна ничего путного не выйдет.
Рассказывают, однажды на уроке математики весь класс не смог решить домашнюю задачу. Это очень раззадорило Альберта, и он тут же перед уроком углубился в ее решение. И одолел-таки. С этого момента молодой Эйнштейн стал первым учеником в классе по математике и физике. Таким образом, вырисовывается ясная картина развития молодого Альберта. Ключом к пониманию этого развития являются слова «самостоятельные занятия», которые были решающим образом связаны с его необычной любознательностью и способностью удивляться.
Белорусы.
Среди славянских племен, упоминаемых на первых страницах Несторовой летописи, значатся племена кривичей и дреговичей. Оба племени указывают на характер местности, в которой поселились эти племена (Дрегва - топь, трясина /Даль; см. слово «Дрожать»/; то же значение имеет литовское kirba, откуда, вероятно, и произошло название кривичей /Со ...
Московия. Беседы о религии. Введение
Беседы о религии, включенные в “Московию”, своего рода отчет Поссевино об исполнении религиозной миссии в Москве. Иван IV долго уклонялся от обсуждения религиозных вопросов под тем предлогом, что споры о вере помешают укреплению дружественных связей между Москвой и Римом: “ . мы о том говорити не хотим для супротивных слов, что вам за д ...
Освоение территорий Дальнего Востока. Экспедиция В.Д. Пояркова и Е.П. Хабарова
Поярков Василий Данилович - русский землепроходец. Год рождения и дата смерти неизвестны. В 1643-1646 гг. во главе отряда прошел из Якутска по рекам Лена, Алдан на реку Зея, а затем на Амур. Зимовал на побережье Охотского моря, оттуда прошел на лыжах до верховьев реки Мая и вернулся в Якутск. Сообщил подробные сведения о природе и насел ...