История » Военное искусство Спартака по данным Плутарха и Аппиана » Военное искусство Спартака. Стратегия и тактика. Заговор гладиаторов. Побег из гладиаторской школы Лентула Батиата в Катуе

Военное искусство Спартака. Стратегия и тактика. Заговор гладиаторов. Побег из гладиаторской школы Лентула Батиата в Катуе
Страница 2

Да и В.И.Ленин добавит "…Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов около двух тысяч лет тому назад". "О Государстве". Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 39. с.77).

Был ли Спартак "великим генералом" и "выдающимся героем" постараемся выяснить далее в нашем исследовании.

И так: "Некий Лептул Батат содержал в Капуе школу гладиаторов … Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек заранее узнавшие об этом, всё же убежать, запаслись захваченными где-то ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились" - повествует нам Плутарх о начале восстания.

Аппиани добавляет: "Спартак уговорил около семидесяти своих товарищей пойти на риск ради свободы, указывая им, что это лучше, чем рисковать своей жизнью в театре. Напав на охрану, они вырвались на свободу и бежали из города. Вооружившись дубинами и кинжалами, отобранными у случайных путников, гладиаторы удалились на гору Везувий".

Тит Ливий (римский историк): "Семьдесят четыре гладиатора в Катуе бежали из школы Лентула и собрав около себя толпу рабов, присуждённых к каторжным работам, под начальством Крисса и Спартака подняли войну".

Валей Патеркул: "…шестьдесят четыре беглых раба бежали из Катуи из гладиаторской школы под начальством Спартака".

Флор сообщает: "Спартак, Крипа Эпонай, выломав двери гладиаторской школы Лептула, не более как с тридцатью людьми такого же положения вырвались в Капую".

Что можно сказать на основании данных показаний. Заговор гладиаторов состоялся, руководил заговором Спартак. На свободу удалось вырваться на всем заговорщикам, а только по разным данным от 30 до 78 человек из двухсот. В рядах заговорщиков, как часто, бывает, был стукач, иначе как бы заговор был раскрыт? Но, судя по всему, и у заговорщиков были свои люди в администрации или служащих школы.

Гладиаторская школа это та же тюрьма и порядки там должны быть соответствующие. Если бы у Спартака не было своей разведки, то служба безопасности Батиана задавила бы заговор в зародыше, гладиаторы и пикнуть бы не успели. Но побег состоялся, да ещё столько шума наделал.

Данных мало, но всё же можно попробовать реконструировать ход данной операции, успешно проведённой Спартаком. Как мы уже знаем Спартак на время восстания был уже не просто гладиатором, а тренером притом свободным, а значит имел выход в город. Из этого следует, что он мог создать условия для успешного восстания, вербуя сторонников не только из числа гладиаторов, но и городских рабов и других деклассированных элементов.

Плюс ко всему мы знаем от Плутарха следующее: "Когда Спартак был впервые приведён в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовала и одержимая диописическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведёт его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве". Исходя из этого отрывка можно предположить, что в деле подготовки заговора могла участвовать и супруга Спартака, она могла служить, как в качестве связной проникая в школу Батиата в качестве "волчицы", так, в добавок к этому быть, идеологическим агентом; так как она была пророчицей, то учитывая психологию людей того времени, можно сделать предположение, что она легко могла в недрить в мозги обездоленных идею о предуготовленной небом Спартаку "великой и грозной власти", упуская при этом "злополучный конец".

Таким образом Спартак имеет к моменту бунта, только среди гладиаторов школы Батиата около 200 бойцов, готовых биться за свободу. Мы не знаем были ли в городе и окрестностях сторонники восстания, но предположим такой факт, доказательство, правда косвенное будет приведено ниже.

Так же в любом заговоре бывает несколько человек организаторов. Скорее всего, они были и тут: Спартак, Эпомай, Крисс.

И вот им стало известно, что заговор раскрыт. Вчера было рано, завтра будет поздно. Руководители принимают решение "сейчас или не когда".

Стоит жаркий летний день, идёт обычная тренировка гладиаторов. Стражники стоят на воротах и на площадке для тренировок – скучают. Охрана днём не столь бдительна, как ночью, и гладиаторы не заперты в отдельных камерах, а свободно тренируются в залах и во дворе. Верхушка заговорщиков переглядывается, может парой слов перекидывается: "Пора". Несколько человек, самых отчаянных бросаются на охрану. При этом крик: "Бей охрану", "свобода или смерть", "если не уйдём все на крестах будем", "нас предали". Можно быть уверенными, что после того, как падает первый зарезанный охранник и слышится крик о предательстве и распятии, последний самый трусливый раб в бой кинется, потому, как здраво рассудит: "Если дамся живым – всё равно погибну, но уже мученически – на кресте, а так есть шанс спастись". Начинается свалка. Под шумок группа самых отчаянных и умных уходит в прорыв, остальные отвлекают. Этими отчаянными и были, скорее всего, те 70 человек, что на Везувии оказались.

Страницы: 1 2 3

Польша в XIII – XV вв.: социальная структура
Если в X - XII вв. польское общество, уже перестав быть родоплеменным, не стало еще сословным, то в XIII – XV вв. в Польше шаг за шагом складывается сословная структура, типичная для всякого западного средневекового общества. Основой для складывания сословных структур и отношений было наделение всех основных социальных групп определенны ...

Семья Николая II. Императрица Александра Федоровна
Родилась в городе Дармштадте, Германия, в 1872 году. Четвёртая дочь великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, внучка английской королевы Виктории. По характеру, да и по внешнему виду Александра была высокая, стройная, с царственной осанкой и большими грустными глазами - она выглядела настоящей царицей, каза ...

Заупокойный культ
К основным письменным источникам относятся следующие произведения: “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.). “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со ...