История » История Боснии и Герцеговины » Босния в Средние века. Возникновение и развитие Боснийского государства в ХII -ХIV вв.

Босния в Средние века. Возникновение и развитие Боснийского государства в ХII -ХIV вв.
Страница 1

История боснийского государства начинается с ХII в. В раннем средневековье боснийские земли (Рама) не имели своей политической самостоятельности. Термин «Босния» впервые появился в X в. в сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». Автор упоминал Боснию в составе сербских земель (район верхнего течения р. Босна), которая до середины ХII в. являлась частью Дуклянского королевства и составляла отдельную жупанию во главе с жупаном. В IХ—Х вв. в Боснии священниками из Константинополя распространялось христианство.

После распада Дуклянского государства Босния стала самостоятельной, но не смогла сохранить свою независимость. Усилившееся в это время Венгерское королевство, объединенное с Хорватией, стремилось подчинить и прилегавшую к хорватским землям Боснию. С 20-х гг. ХII в. в Боснии правили местные владетели — баны, аналогичные сербским жупанам. Так, венгерские короли Бела II и Гейза именовали себя королями Венгрии, Далмации, Хорватии. В 50-е гг. баном Боснии вместо представителя местной знати был поставлен славонский феодал Борич — вассал венгерского короля.

В результате византийско-венгерской войны 1150—1167 гг. Босния попала на 13 лет в вассальную зависимость от Византии, но в 1180 г. она вновь оказалась под властью Венгрии. С тех пор и до турецкого завоевания Босния находилась в сфере венгерского влияния. Венгерский король получил титул «Ramae rex» (король Рамы, т. е. Боснии) и назначил банов (наместников короля) для управления провинцией.

Степень зависимости от Венгрии не всегда была одинаковой и часто носила номинальный характер. Известно, что боснийский бан Кулин (ок. 1168—1204) проводил довольно самостоятельную политику. Так, в 1189 г. он заключил торговый договор с Дубровником, согласно которому город получал монопольное и беспошлинное право на вывоз из Боснии сельскохозяйственного сырья и продуктов, добычу серебра и железной руды и других товаров. Боснийский бан поощрял переселение в страну ремесленников, рудокопов и мастеров из прибрежных городов Хорватии, стараясь развить экономику страны.

История Боснийского государства в период средневековья самым тесным образом связана с особенностями сложившихся в ней церковных отношений. Первые сведения о церковной организации в боснийских землях относятся к концу ХI в., когда она подчинялась архиепископии в г. Баре. В конце ХII в. бан Кулин добился подчинения церкви Дубровницкой архиепископии. К этому времени относятся первые сведения о распространении в стране ереси богомилов. Католическая церковь обвинила бана Кулина в пособничестве еретикам. В это же время было установлено что в Далмации и Дукле церковная служба проходит по восточному обряду, на славянском языке и сохраняются многие обычаи принятые в восточной церкви. Таким образом, формально боснийские земли в церковном отношении подчинялись католическим епархиям, но богослужение проводилось по восточному обряду.

В 1203 г. папский легат обязал Кулина и старейшин монастырских общин, называвшихся просто «крстяни» (христиане), отказаться от ереси и признать главенство Римско-католической церкви. Венгрия предприняла ряд крестовых походов против «боснийских еретиков» и заставила банов вновь подчиниться ей. Однако боснийский бан Нинослав, преемник Кулина, являясь ярым сторонником богомилов, упорно отстаивал церковную независимость. В итоге римская курия потерпела поражение и католический епископ был изгнан из Боснии. В результате сформировалась боснийская церковь, которая боролась против влияния западной и восточной церквей. Ее приверженцы называли себя «добрыми людьми» и проповедовали дуалистическое представление о мире. Они отрицали церковные обряды и имели особое богослужение, близкое к богослужению богомилов. В то же время они признавали христианские праздники, некоторые обряды, святых и т. д. Служба велась на славянском языке, а духовенство состояло из местных людей. Особенностью боснийской церкви являлось то, что она не собирала десятины и не имела земельных владений с феодально-зависимыми крестьянами. Приверженцами боснийской церкви был не только простой народ, но и многие знатные светские феодалы и даже некоторые баны. Вместе с тем отсутствие крупных земельных владений у духовенства способствовало экономическому и политическому росту могущества светских феодалов. Боснийская церковь не стала опорой государственной власти в ее борьбе против сепаратизма удельных феодалов. Напротив, она всячески препятствовала укреплению единой власти бана в государстве. В то же время, борясь против католичества, боснийская церковь отстаивала политическую независимость Боснии от притязаний венгерских королей.

Страницы: 1 2

Восстановительный период
Принятый Верховной Радой Украины в августе 1946 г. пятилетний план развития народного хозяйства предусматривал выделение 65 млрд. рублей капитальных вложений в экономику, что превышало соответствующие ресурсы двух с половиной довоенных пятилеток. С Урала, Дальнего Востока, Поволжья в Украину направлялись кадры специалистов, техника, обо ...

Отмена крепостного права 1861 года. Предпосылки крестьянской реформы.
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ждала их. Среди реформ, на первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. Крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинная форма ...

Суверенные права республик и их гарантии по конституции
Конституция СССР 1924 г. содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения права Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства перечислены исчерпывающие, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то о ...