Социальный и государственный строй
Страница 2

При Ли Шимине учредили государственный совет, куда входили родственники императора и видные сановники. Ближайшими помощниками сына Неба были два цзаясяна. Их должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Управление страной осуществлялось через три палаты. Главная из них ведали органами исполнительной власти, а две другие готовили и обнародовали указы императора, устраивали в его честь приемы и торжественные церемонии.

Первой палате были подчинены шесть ведомств. Ведомство чинов назначало и увольняло чиновников, перемещало по должности и награждало. Ведомство обрядов следило за соблюдением этикета и обрядов, за нравственностью, образованием, религиозными организациями, финансовое — вело учет податных и наделов, следило за обложением и сбором налогов.

Военное ведомство занималось военными чинами, войсками, охраной границ, военными поселениями на окраинах империи. Ведомству наказаний были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство. Ведомство работ вело учет казенной барщины, определяло трудовые повинности и организацию самих работ на строительстве, при устройстве дорог и перевозках.

При дворце были особые управления по обслуживанию персоны императора, императорских палат, гаремов, охране имущества казны, организации приема иностранных послов и посылки посольств.

Особое место занимали палата инспекторов и цензорат. Обязанностью инспекторов было обследование бюрократического аппарата как в столице, так и в провинции. Они подавали доклады непосредственно государю, минуя промежуточные инстанции. Само существование такого контрольного органа должно было служить централизации власти и противодействовать сепаратистским тенденциям чиновников и феодальных властителей.

В начале династии Тан империя была разделена на 10 провинций, в свою очередь подразделявшихся на округа и уезды, различавшиеся по категориям в зависимости от числа податных и массы налоговых сборов.

Важной функцией государственного аппарата была организация экзаменов трех степеней. Испытания проводили начальники местной администрации; столичные экзамены проводились при императорском дворе. Экзаменационная система и институт установления степени образованности обеспечивали элементарную грамотность всех служащих. Высшая степень учености давала право на 1, 2 и 3-й ранги чинов, а вместе с тем и на замещение крупных постов. Экзаменационная система служила методом проверки благонадежности кандидатов в чиновники и воздействия на направление умов образованной части общества.

Ниже уездных центров стояли деревенские организации, возглавляемые деревенскими жителями — старостами. Продолжая борьбу с общинно-родовой организацией, власти признали низшей единицей объединение четырех или пяти дворов, далее шли более значительные общинно - административные деревенские организации.

Старосты вели учет населения, наблюдали за возделыванием полей и шелководством, за своевременной уплатой налогов, трудовой повинностью, обеспечением круговой поруки, отвечали за порядок и спокойствие в деревне, отправление религиозных церемоний. Им надлежало следить, чтобы не было беглых разбойников и контрабандистов.

При Танах осуществилось кодифицирование средневекового права. В 653 г. был составлен, а в 737 г. опубликован «Тан люй шуи» — всеобъемлющий кодекс, оказавший влияние не только на юридическую мысль Китая на протяжении нескольких столетий, но и ставший образцом в законодательстве сопредельных с Китаем стран Дальнего Востока.

Его теоретической основой было конфуцианство, облекающее полной юридической компетенцией лишь императора. Главным принципом имперского правления стала детально разработанная регламентация всех сторон жизни, строгая социальная иерархия и административная субординация. Жестоко карались малейшие нарушения порядка во дворце и проступки против сына Неба.

В духе юридических норм, определенных еще в древности, кодекс отождествлял этические отношения в государстве с этикой семейной. Конфуцианская мораль нашла отражение в признании отцеубийства тягчайшим преступлением. Свод уголовных законов определял прежде всего отношения между родственниками, хозяевами и рабами. Большинство статей кодекса посвящено привилегиям и обязанностям «любимых сыновей» сына Неба и одновременно «пастырей народа» — чиновников. Уложения, касавшиеся этой прослойки, достигли в кодексе полноты и отточенности, впоследствии уже непревзойденных.

Страницы: 1 2 3

Фундаментальные основания американского перерождения наций
Провозгласив свободу и демократию определяющими факторами национальной идентичности, отцы-основатели США формулировали всеобъемлющие принципы, исходя из весьма специфических условий. Как отмечает М. Линд, освободившись от владычества британской короны в конце XVIII в., страна представляла собой продукт британской культуры и могла быть н ...

Польша в XIII – XV вв.: социальная структура
Если в X - XII вв. польское общество, уже перестав быть родоплеменным, не стало еще сословным, то в XIII – XV вв. в Польше шаг за шагом складывается сословная структура, типичная для всякого западного средневекового общества. Основой для складывания сословных структур и отношений было наделение всех основных социальных групп определенны ...

Социально-политическая эволюция рабочего населения Ярославля в 1900-1918 гг.
В начале ХХ века Ярославль не принадлежал к числу индустриальных центров. Крупной тяжелой промышленности, считавшейся в те годы главным оплотом организованного рабочего движения, и ассоциировавшейся в произведениях социал-демократических публицистов с высокой «пролетарской сознательностью», в Ярославле не было вовсе. Зато имелось множес ...